«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Вне конкуренции

Вне конкуренции

Фармацевтическое образование выходит на новый уровень

Новость о создании в сентябре этого года в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова Института фармации и трансляционной медицины не могла оставить равнодушными ни профессионалов отрасли, ни тех, кто таковыми только собирается стать.

Фармацевтический рынок постоянно эволюционирует, а вместе с ним и требования, предъявляемые к специалистам. В 90-е стали нужны не специалисты, готовящие лекарства, а отпускающие их в аптеках. К сожалению, где-то эта функция сошла до уровня продавца.

С тех пор ситуация изменилась, особенно с принятием программы 2020. Стал развиваться сегмент производства и, соответственно, появились собственные разработки, пошло развитие трансфер-технологий и локализация производств, когда зарубежные фирмы, биг-фарма, стали размещать производство своих препаратов у нас. И тут мы столкнулись с очень интересной проблемой. Фармацевтическое образование фактически не менялось с начала 90-х годов, когда оно было целиком и полностью ориентировано на аптеку, подразумевая основные компетенции провизора: отпуск и изготовление лекарственных препаратов в условиях аптеки, а у работодателей все чаще возникают претензии, что выпускники не в полной мере соответствуют требованиям времени. Настало время изменить подходы к подготовке фармацевтических кадров. Одним из шагов в этом направлении и является создание института.

Это будет самостоятельная структура?

Институт фармации и трансляционной медицины не является отдельной структурой — это неотъемлемая часть Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова.

Озвучьте пожалуйста для непосвященных, какую смысловую нагрузку несет вторая часть в названии новой структуры:« …и трансляционной медицины» ?

Как известно, трансляционные подходы в медицине — это достаточно широкое понятие, смысл которого в данном случае, если не погружаться слишком глубоко, взяв идею о новом препарате или биомедицинском продукте, как можно быстрее довести ее до конечного результата и внедрить в практику. По сути трансляционная медицина — это использование самых современных методов для того, чтобы сократить путь от теории к практике.

Получается, что вы ставите эти задачи перед провизором. Тогда вопрос, каким вы его видите?

Современный провизор — это междисциплинарный специалист, который за счет разностороннего образования может понять и химика, и биолога, и врача. Он, являясь чем-то вроде мостика, и, работая в разных исследованиях, может объединить их всех. Его роль интеграционная.

Какие цели ставятся перед вновь созданным институтом?

Необходимо исходить из того, в каких условиях вы работаете. В одних регионах имеет смысл готовить провизоров в классическом понимании, для работы в аптеке. У нас другая ситуация. В Москве сосредоточен весь фармацевтический бизнес и большой исследовательский сегмент, т. е. фактически вся система лекарственного обеспечения страны. Поэтому наша задача готовить специалистов, которые могут работать на любой стадии жизненного цикла лекарственного препарата.

Каким образом вы собираетесь этого достичь?

В этом году мы запустили пилотный проект. Это идеологическое развитие центра инновационных образовательных программ «Медицина будущего», который функционировал у нас на протяжении многих лет и являлся элитной зоной подготовки, где ребята получали более качественный и глубокий уровень знания разных предметов.

Был строгий отбор студентов: серьезные требования к уровню обучения - высокий средний балл, близкий к пяти, знание английского языка. Экзамены принимали ведущие профессора вуза В этом году на направление фармация по этому проекту мы набрали 50 студентов, за плечами которых уже два курса обучения в нашем университете.

Мы даем участникам этого проекта дополнительные компетенции для работы в исследовательском сегменте. Что будет у этих ребят впервые? Есть и базовые предметы, но программа модернизирована. Новые предметы — биоинформатика, молекулярная биология, медицинская генетика, физико-химические методы анализа на качественно другом уровне. В перспективе на 4 курсе появится ряд предметов, связанных с обращением лекарственных препаратов, с устройством фармацевтического рынка, с проектным менеджментом.

И что еще очень важно. До конца 4 курса участники проекта получат представление обо всех областях фармацевтического бизнеса, где они смогут работать. Оценив свои возможности, студенты в своей дипломной работе, написание которой для них будет обязательно, смогут продемонстрировать свои способности потенциальным работодателям в рамках выбранной специализации. Поэтому защиту диплома можно будет назвать своего рода ярмаркой вакансий.

Не боитесь, что подготовите слишком хороших специалистов, которые пройдя обучение, возьмут и уедут за рубеж?

Не надо этого бояться, просто необходимо создавать достойные условия для работы здесь. Тем более, что сейчас в России остро ощущается нехватка специалистов именно такого уровня. Да, возможно, часть из них уедет, но потом кто-то вернется и вернется с опытом мировых практик. Что тоже очень важно. Не стоит замыкаться в своей скорлупе. Это неизбежно ведет к отставанию.

Чего в первую очередь ждете от своих студентов?

Наверное, интереса. И я его определенно вижу. Ребята хотят получить больше чем им давали в рамках базового фармацевтического образования. Они хотят ближе познакомиться с отраслью.

Что еще в планах развития?

Вообще наш девиз не революция, а эволюция. Быстро можно все поломать — это несложно, а вот создать что-то новое, причем живое — это намного сложнее. Мы должны спокойно, но безостановочно изменяться. Мы не говорим, что за год все изменим. Это утопия. Но ставим себе задачу выйти на качественно другой уровень к 2020 году. Это непосредственно связано с развитием инфраструктуры института. В частности при поддержке министерства промышленности и торговли будет произведена реконструкция корпуса на Нахимовском проспекте, бывшего НИИ фармации, где к 2018 году планируется создать современную лабораторию, соответствующую мировым стандартам. Это позволит закрыть те пробелы, которые сейчас есть в классической разработке лекарственных препаратов от стадии оргсинтеза до клинических исследований. При помощи правительства Москвы нам наконец был передан корпус Тропарева, который должен был стать частью первого медицинского университета еще в 2009 году и где планировалось размещение фармацевтического факультета, но в силу ряда причин этого не произошло. Теперь в этом здании разместится часть кафедр института фармации.

Планируем приглашать в университет ведущих зарубежных профессоров для чтения лекций, которые будут проходить в открытом формате и, соответственно, доступны всем студентам.

Расскажите, какова роль университета в проекте 5-100?

Мы всегда занимали достаточно сильные позиции в российском фармацевтическом образовании, но обдумывали дальнейшие шаги по выходу на следующий уровень, для нас это международный. Проект 5-100 — это конкурс повышения конкурентной способности российских университетов. Единственный медицинский вуз, который в 2015 году вошел в проект благодаря серьезной научной составляющей и мощной клинической образовательной базе, а также большой работе, проведенной коллективом единомышленников во главе с руководством университета нашим ректором Глыбочко Петром Витальевичем и первым проректором Свистуновым Андреем Алексеевичем, которые колоссальное количество усилий приложили к победе нашего проекта в программе 5-100.

Выход на международный уровень требует качественно других подходов в подготовке специалистов. Наши первые шаги в области трансляционной медицины, основываются в том числе и на использовании международного опыта различных университетов.

В нашем университете в этом году произошло формирование нескольких институтов: молекулярной медицины, регенеративной медицины, персонализированной медицины, фармации и трансляционной медицины. В основе некоторых были подразделения, ранее уже существовавшие в университете, В перспективе создание нормальной инновационной экосистемы с тем чтобы мы могли к 2020 году создать парк информационной медицины, который будет включать в себя как эти структуры, так и другие инновационные образовательные структуры, которые смогут создавать уникальные биомедицинские продукты и технологии и готовить специалистов уникального профиля. 

Беседовала Светлана Шилькова

Газета «ЛекОбоз» № 19, 2016 г.


20.10.2016

Назад