«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Мастер-класс: краткий курс борьбы со стрессом

2 июня 2016 года в университете состоялся международный мастер-класс с элементами тренинга «Партнерские отношения в образовании. Фасилитация взаимоотношений между учащимися и учителями». Ведущие – Макс Шупбах (Ph. D., USA, доктор наук, клинический супервизор) и Надежда Творогова (доктор психологических наук, профессор, психотерапевт, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова).

Изначально предполагалось, что это будет мастер-класс американского психолога Макса Шупбаха, но из-за разницы менталитетов – иностранный психолог поначалу решил, что речь идет о профессиональном выгорании, – ситуация потребовала вмешательства российского психотерапевта.

Организатор мастер-класса – Надежда Творогова – стала со-ведущим тренером мастер-класса. Итог – яркий и актуальный интерактивный тренинг для студентов и преподавателей. Учились, как справляться со стрессом, связанным с внедрением новых технологий в повседневную работу и учебу.

Перемены: от хорошего – к лучшему?

Открывая мастер-класс Надежда Творогова систематизировала то, что сегодня становится стресс-факторами для преподавателей и их учеников. В частности, ранее обучение шло у постели больного, преподаватели не только учили как ставить диагноз, собирать анамнез и назначать лечение, но и как подойти к пациенту, как с ним разговаривать, когда возможен тактильный контакт, как сообщить о диагнозе. Основное внимание в процессе обучения было уделено общению преподавателя и студента, учителя и ученика. Преподаватель был проводником в мир профессии, мотивация, система ценностей, профессиональное общение – все это передавалось ученикам. Говоря словами Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». По этому принципу строилось преподавание в российской высшей школе.

Времена меняются: идет автоматизация учебного процесса, лекции, вебинары – можно прослушать и посмотреть дистанционно, на Интернет-портале. Вводится компьютерное тестирование, e-learning – электронные обучающие программы. Появились симуляционные центры: они пришли на смену обучению у постели больного.

Внедрена европейская система менеджмента качества – 47 пунктов. Одна из ключевых целей системы – повысить качество продукции (услуг) и удовлетворенность потребителей. При этом учитывается только та деятельность, которая имеет отношение к формированию желаемого результата, имеющего ценность для клиента.

Преподаватель, педагог, учитель в самом высоком смысле этого слова, тот, кто развивал в своих учениках одухотворенность и любовь к профессии теперь, похоже, становится представителем сферы услуг, переходит от одной модели преподавания к другой. Возникает много сомнений, вопросов, волнений: не теряем ли мы накопленный потенциал российской медицинской школы. Не догоняем ли мы вчерашний день? Сейчас все больше говорят о персонифицированной медицине. Стоит ли нам терять персонифицированное образование? Зачем нам нужны перемены? Какими будут новая роль, обязанности и нагрузки преподавателя? Так преподаватель оказывается в ситуации стресса, что отражается и на его учениках.

Каким может быть выход? Вероятно, не стоит боятся принимать на себя ответственность, новые вызовы и проблемы можно преобразовать в возможности развития. И тогда перемены будут – к лучшему.

Трехмерное пространство: психологическая модель

Макс Шупбах не дает готовые ответы на вопросы, но помогает сделать самостоятельные выводы. Можно предложить реальный случай, озвучить ту проблему, которая волнует именно вас и поработать с ней в группе при поддержке ведущего. Он поясняет, что даже в стрессовой ситуации, есть возможность принять верное решение и рисует трехмерное пространство – геометрическую модель мира. Только вместо трех однородных измерений, векторов – высоты, ширины и длины у него консенсус – согласие, мечта – желаемое развитие событий и суть – внешние вызовы и события, вызывающие стресс.

X – консенсус (согласие)

Y – мечта (желаемое развитие событий)

Z – суть (внешние вызовы, в чем суть ситуации, вызывающей стресс)

Необходимо принимать изменения, искать новые решения и пути развития. Человек живет и работает определенным образом, создавая некий продукт. Совершенно внезапно могут возникнуть внешние или внутренние вызовы, потрясения, диктующие необходимость изменений, надо измениться самому, чтобы продолжать работу в новых условиях. Для этого необходимо анализировать успехи и неудачи, делать выводы, гармонизируя, встраивая свою деятельность, мечты и стремления в окружающий мир, достигая согласия. Вызовы и изменения способствуют развитию и переходу на новый уровень, становятся «стимулом для пробуждения».

Стресс и коммуникации в меняющемся мире

А потом была групповая работа: со стороны это было похоже на упражнение «ящик с яблоками». Каждый желающий мог представить, что он, словно яблоко, находится в ящике и занимает определенное положение: в центре, в окружении других яблок, либо откатившись в угол. И перейти к обсуждению своего видения: почему это именно так, определить направления, которое приведет к позитивному разрешению ситуации, преодолению трудностей.

Макс Шупбах и Надежда Творогова рассказывали о психологических техниках преодоления стресса – и это была отличная работа российского и американского психологов. Мастер-класс об искусстве жить и достойно переживать стресс, и коммуникациях в меняющемся мире.

Наталья Литвинова


21.06.2016

Назад