«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Петр Глыбочко принял участие в расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения РФ

20 апреля состоялось расширенное заседание коллегии Министерства здравоохранения, на котором присутствовала Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, курирующая сферу здравоохранения. В своем выступлении Ольга Юрьевна представила участникам коллегии анализ текущей ситуации в российском здравоохранении и указала направления, по которым необходимо развиваться Минздраву РФ.

Выступление Министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой было посвящено подведению итогов деятельности Министерства в 2015 г. и планам на 2016 г. Серьезное внимание обратила Министр на подготовку профессиональных кадров для медицинской отрасли.

Далее Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец торжественно наградила орденами и наградами медицинских работников, внесших существенный вклад в развитие российского здравоохранения.

Почетная грамота Президента РФ за большой вклад в развитие здравоохранения и образования была вручена академику РАН, заведующему кафедрой акушерства, гинекологии и перинатологии Лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Александру Стрижакову.

Звание «Заслуженный врач Российской Федерации» было присвоено еще двоим представителям Первого МГМУ: заведующему кафедрой факультетской терапии №2 Лечебного факультета Валерию Подзолкову и заведующей кафедрой инфекционных болезней Медико-профилактического факультета Елене Волчковой. Искренне поздравляем наших коллег!

С докладом «Качество подготовки специалистов: вектор на оценку профессиональных квалификаций» выступил ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко:

«Глубокоуважаемые Ольга Юрьевна и Вероника Игоревна, уважаемые коллеги!

В настоящее время, поиск эффективных и качественных механизмов подготовки и переподготовки кадров является стратегическим посылом совершенствования системы профессионального медицинского образования.

Как справедливо отмечал Президент РФ В.В.Путин: «Современные условия определяют не только новые задачи системы здравоохранения, но и предъявляют Петр Глыбочконовые требования к подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров». В настоящее время, очевидно, что качество и доступность медицинской помощи напрямую связаны с организацией кадровой политики в здравоохранении и качеством подготовки специалистов. В этой связи, на наш взгляд, нам необходимо создать систему гарантии качества медицинской помощи в России, формируя независимую оценку профессиональных квалификаций специалистов на протяжении их профессионального маршрута. В этой системе необходимо определить ответственность и роль не только вузов, но очень важно- роль работодателей, профессиональных организаций и объединений. Хотелось отметить, что за последние годы Министерством здравоохранения, сделано не мало. Так, под руководством Министерства проведен пилотный проект по внедрению системы непрерывного медицинского образования, одобрена Концепция симуляционного обучения, в этом году начато внедрение Российской системы аккредитации врачей.

Однако, важным приоритетом до сих пор остается решение задачи дисбаланса подготовки и рационального распределения специалистов в отрасли. Анализируя сегодня целевую систему подготовки медицинских кадров, мы неоднократно констатировали, что существующий порядок формирования целевых направлений на подготовку специалистов пока остается во многом не эффективным. В настоящее время в системе целевого обучения и целевой подготовки законодательно закреплены права и ответственность не только обучающихся, но и заказчиков - органов управления здравоохранением субъектов.

В последние годы формируется система более качественного отбора абитуриентов, поступающих в медвузы. Нас, безусловно, беспокоит качество школьного образования, которое в настоящее время оценивается ЕГЭ. На протяжении пяти лет мы реализуем проект – «Медицинский класс в Московской школе». Этот проект сейчас приобрел не только поддержку и развитие, но и доказал свою практическую результативность. Так, если 4 года назад мы начинали совместную работу с 10 школами Москвы, то сейчас в этом проекте 73 школы. Но самое важное для нас – не количество участников, принципиально – это качество подготовки школьников. Посмотрим на факты. Так, если в 2011 году у выпускников профильных медицинских классов, поступающих в наш университет средний балл ЕГЭ был 82, то сейчас это – 94 балла. Факты, как мы видим, говорят за себя.

В этом году, мы открываем в структуре университета Медицинский Сеченовский предуниверсарий, который должен стать уникальным ресурсным центром в сети профильной медицинской подготовки школьников. Именно начиная с профильной подготовки в школе, на наш взгляд, мы сможем сформировать образовательно-кадровый континуум в здравоохранении «школа-вуз-клиника». Поддержанный подход Министром здравоохранения начинает активно внедряться не только в Москве, но и в регионах и вузах, объединенных в Западно-Европейский научно-образовательный медицинский кластер.

Медицинские вузы два года назад получили право помимо баллов ЕГЭ при поступлении, проводить самостоятельные вступительные испытания профильной направленности. Наш университет активно использует эту возможность оценки так называемой профпригодности. Это также дает дополнительные возможности для качественной объективной оценки и готовности учиться в вузе.

Таким образом, вузы сегодня имеют все возможности качественно отбирать и готовить кадры, но прежде всего региональная власть, как справедливо отмечала Министр, должна быть заинтересована в получении специалиста, необходимых компетенций и качества, будь то в областном, районном центре или на селе. По факту, мы должны сформировать эффективную систему так называемого образовательно-кадрового континуума в здравоохранении, определив ответственность каждого из его участников.

Многое делается в этом направлении Министерством здравоохранения РФ. Это и формируемый реестр специалистов, и прогнозы кадрового профиля и многое другое. Но на наш взгляд, до сих пор, все участники системы здравоохранения: вузы, органы управлений здравоохранения субъектов, медицинские организации, работодатели и наши профессиональные объединения работают на решение изолированных задач. Безусловно, это необходимо срочно менять!

Мы должны создать систему внутриотраслевой, возможно субсидиарной, ответственности всех участников системы здравоохранения за кадровую политику. Это должно быть не только в отношении эффективности целевой подготовки специалистов, но также и качества переподготовки и повышения квалификации врачей специалистов.

При этом и со стороны университетского сообщества мы должны сегодня признать, что сложившаяся в нашей стране система профессионального медицинского образования, основываясь на опыте сильных отечественных научно-педагогических школ, в современных условиях характеризуется рядом слабых сторон. К ним можно отнести:

-во-первых, отсутствие интегрированных механизмов профессиональной подготовки в условиях “вуз – реальная клиническая практика»;

- во-вторых, противоречие, возникающее в несоответствии качества подготовки специалистов современным требованиям, зачастую - это «догоняющий оснащение» формат подготовки специалистов;

-в-третьих, отсутствие стандартизированной для решения задач практического здравоохранения технологии внешней оценки профессиональных квалификаций.

Таким образом, задача повышения качества в настоящее время становится очень важной. Учитывая то, что классические университеты России за последние годы определили тренд на открытие медицинских факультетов, мы понимаем, что формируемые тенденции, как в существующей системе медицинского образования, так и во вновь создаваемой системе университетского образования, не в полной мере способны обеспечить требуемое качество владения профессиональными навыками.

Подготовка врача-специалиста всегда базировалась на работе в условиях реальной клинической практики. Анализируя лучший мировой опыт медицинского образования, мы видим, что подготовку врача-специалиста и так называемую клинико-образовательную связь всегда обеспечивают Университетские клиники. В прошлом году, при активной работе межведомственной рабочей группы во главе с Минздравом, нам удалось отстоять внесение дополнений в Федеральный закон №323, который закрепил законодательно возможность осуществления медицинской деятельности преподавателями медицинского вуза в больницах любой ведомственной подчиненности. Однако, мы с Вами понимаем, что предоставление права не определяет механизма его реализации.

Для решения этой задачи, нами в инициативном порядке был разработан типовой пакет регламентирующей документации для организации университетских клиник Москвы. В качестве пилотного, при одобрении Министра здравоохранения В.И.Скворцовой и мэра Москвы С.С.Собянина, этот проект получил свое развитие, начиная с прошлого года. В прошлом году, с целью реализации принципов создаваемого образовательно-кадрового континуума в здравоохранении, мы определили необходимость создания 25 университетских клиник нашего университета в г. Москве. Так, уже сейчас в Москве созданы университетские клиники при РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, РУДН. По этой модели стали создаваться и работать университетские клиники при Самарском ГМУ, Воронежском, Саратовском, Краснодарском, Башкирском, Сибирском, Тихоокеанском медицинских университетах. Готовятся к реализации этой модели Тверской, Курский и Смоленский медуниверситеты. Мы все хорошо понимаем, что процесс этот не простой, в том числе, в силу межведомственной подчиненности. Но результативность его – очевидна!

Уважаемые коллеги! Помимо понимания как учить, мы должны сегодня создать систему профессиональной оценки умений специалиста. Фактически, мы должны сформировать так называемый «жизненный цикл качества врача», начиная от объективной оценки знаний при поступлении, осуществляя проведение независимой оценки компетенций и квалификаций на протяжении профессиональной жизни.

Для этого, прежде всего, необходимо стандартизировать перечень практических умений и навыков специалистов различных квалификационных уровней. Одним из направлений радикального изменения существующих моделей стандартизации является создание независимой системы оценки профессиональных квалификаций – системы аккредитации специалистов здравоохранения.

Целью аккредитации специалиста является объективная и персонифицированная оценка в целях определения соответствия квалификации на основании профессионального стандарта. К сожалению, в настоящий момент, прошли официальное утверждение в Министерстве труда РФ только два профстандарта из группы «Здравоохранение», это корневой профстандарт провизора и врача-педиатра.

Но и в этих условиях, работа по внедрению новой системы оценки профессиональных квалификаций начата. Работу по созданию системы аккредитации возглавляет Министерство здравоохранения Российской Федерации. Первому Московскому государственному медицинскому университету им. И.М. Сеченова было поручено Министром здравоохранения РФ В.И. Скворцовой создание Федерального методического центра аккредитации с тем, чтобы уже в 2016 году создать фонды оценочных средств и методическое обеспечение первичной аккредитации выпускников вузов по специальностям « Стоматология « и «Фармация».

Алгоритм первичной аккредитации во многом гармонизирован с проводимым в нашей стране Единым госэкзаменом (ЕГЭ). В.И.Скворцова ставит задачу Совету ректоров медицинских вузов уже в ближайшей перспективе создать систему аккредитации в формате медицинского ЕГЭ. В настоящее время мы подготовили и представили типовую модель технического и методического регламента первичной аккредитации, которую апробировали для внедрения в нашем центре.

Предлагаемый формат первичной аккредитации обеспечивает прежде всего объективность оценки и соответствие заданий реальной профессиональной деятельности, клиническим навыкам. Так, помимо централизованного в масштабах России национального тестирования, которое будут проходить выпускники, оценка практических навыков и умений будет проводится в формате объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Это новый формат независимой оценки профессиональных навыков представляет собой цепь клинических станций, в которых эксперт оценивает практические клинические навыки, не участвуя во время прохождения аттестации. Принципиально важно, что в качестве председателей комиссий и экспертов выступают представители работодателей и профессиональных обществ.

С целью независимости и объективности оценки практических навыков и умений используются новые технологические подходы: электронная система доступа (проксимити-карты), электронный банк ситуаций ОСКЭ, симуляторы с электронной регистрацией параметров, электронные чек-листы, телементор-система, видео- и аудиорегистрация прохождения испытаний, и т.д..

При этом, требования к новой системе оценки профессиональных квалификаций формируются совместно с практическим здравоохранением, с Национальной медицинской палатой, профессиональными организациями.

Безусловно, задачи перед нами стоят сложные, но хочется выразить уверенность в том, внедрение и развитие создаваемой системы гарантии качества станет важным инструментом независимой оценки профессиональных квалификаций специалистов с целью повышения качества медицинской помощи.

Благодарю за внимание!»


21.04.2016

Назад