«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Максим Чурюканов: Мои ученики станут первыми «ласточками»

Третий год в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова работает ректорский проект «Школа мастерства», и с первого дня, наряду с традиционными направлениями – хирургия, терапия, акушерство и гинекология и т.д. – существует школа по медицине боли – направлению, которое в самостоятельный раздел клинической практики в нашей стране еще не оформилось.

Почти каждый второй пациент обращается к врачу с жалобой на боль. Каждый пятый может уйти ни с чем: хроническая боль, генез которой зачастую неясен, в отличие от острой, может представлять для специалиста или врача общей практики непреодолимую проблему. Школа мастерства «Медицина боли» призвана вооружить будущих медиков знаниями и практическими навыками для ее преодоления.

Когда доцент кафедры нервных болезней и нейрохирургии лечебного факультета Максим Чурюканов в числе первых претендентов на создание школ подавал свою заявку, он не был уверен, что ректор утвердит инновационное направление для пилотного запуска проекта.

- Я написал, какие цели школа будет преследовать, какие задачи решать, - рассказывает Максим Валерьевич, - утвердил свое предложение у заведующего кафедрой, профессора Парфенова Владимира Анатольевича, и подал в приемную ректора, полагая, что сначала начнут работу школы по классическим направлениям. Когда мне позвонили и сказали, что школа «Медицина боли» утверждена в числе первых, это было приятной неожиданностью.

Не только невролог

Набирая первых учеников, руководитель столкнулся с тем, что многие студенты шли к нему «в неврологи». Приходилось объяснять, что медицина боли – мультидисциплинарное направление, которое дает представление о практических методах работы с пациентами, страдающими болевыми синдромами, используя особенности клиники, диагностики и лечения различных типов боли не только в неврологии, но и в терапии, ревматологии, урологии, гинекологии, хирургии, травматологии, онкологии и других специальностях.

- Но некоторые шли осознанно и, как оказалось, многое про это знали: изучали физиологию, патофизиологию и фармакологию боли на младших курсах; слушали элективный курс профессора М.Л. Кукушкина на кафедре патологии, курс «Неврогенные болевые синдромы» на нашей кафедре. За рубежом это направление активно развивается с 50-х годов, существует огромное количество подразделений, которые специализируются на лечении хронических болевых синдромов. В настоящее время появилось достаточно сведений, позволивших считать хроническую боль не симптомом какого-то заболевания, а собственно болезнью, и по этому поводу приняты соответствующие постановления и даны рекомендации. Хронической считается боль, которая сохраняется дольше 3-6 месяцев, сверх нормального периода заживления тканей. По статистике, это более 20% населения только в Европе – 75 миллионов человек, которым нужна специальная помощь. Статистика в нашей стране говорит о том же.

В России проблемой хронической боли чаще всего занимаются неврологи, а за рубежом – клиники, включающие в себя разных специалистов: анестезиолога, психолога (кстати, одно из направлений, развивающихся в клинике им. А.Я. Кожевникова – когнитивно-поведенческая терапия у пациентов с хронической болью), психиатра и специалиста по двигательной реабилитации. Это коллектив, который работает вместе и способен справиться практически с любой болью.

- У истоков работы Российского общества по изучению боли (РОИБ) стояли, в основном, исследователи – патофизиологи, неврологи и анестезиологи. Первое стационарное отделение по лечению болевых синдромов и заболевания периферической нервной системы было открыто в Клинике нервных болезней имени А.Я. Кожевникова по инициативе академика РАН Н.Н. Яхно в 1993 году – сейчас оно, наряду с НИО неврологии НИЦ, является базой для нашей Школы мастерства, - говорит Максим Чурюканов. – У нас бывают выездные занятия – например, в Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского, где первое в нашей стране амбулаторное отделение терапии болевых синдромов было открыто в 70-х годах и в настоящее время преобразовано в клинику боли (руководитель д.м.н. О.И. Загорулько). Но чаще мы работаем с пациентами нашего отделения. Изучаем на практике боль в спине, головные (первичные, вторичные) и лицевые боли, периферическую и центральную невропатическую боль, фибромиалгию, висцеральную боль, болевой синдром при ревматических заболеваниях, болевой синдром в онкологии (на базе МНИОИ им. П.А. Герцена совместно с профессором Г.Р. Абузаровой) и др. В настоящее время проблема онкологической боли, стоящая крайне остро, преподается специалистам по паллиативной медицине на соответствующей кафедре, и там можно получить достаточно знаний, а вот по остальным направлениям у врачей такой возможности нет.

Главные вопросы

Большое значение в работе с такими пациентами приобретает особая процедура сбора анамнеза, которая позволит понять, что перед нами человек с хронической болью, и очертить границы собственных возможностей в его лечении. Максим Чурюканов говорит, что, обучаясь в школе мастерства, студенты учатся правильно задавать вопросы, уточняя локализацию и характер боли, особенности восприятия ее пациентом, время, когда она усиливается и с чем это бывает связано.

- На сбор анамнеза одного пациента мы тратим около часа, разбираясь в особенностях истории заболевания и особенностях боли, и тогда начинаем выходить на возможные причины и пути исцеления.

В школе мастерства даются навыки невроортопедического обследования, которое не преподается в общем курсе, а также методы дополнительного обследования: количественное сенсорное тестирование, когда оценивается болевая и температурная чувствительность; электронейромиография; вызванные потенциалы; нейровизуализация (МРТ, КТ). Студенты имеют возможность познакомиться с методиками и научиться правильно интерпретировать результаты.

- Кроме того, мы касаемся вопросов когнитивно-поведенческой терапии боли, локально-инъекционной терапии при болевых синдромах, рефлексотерапии, акупунктуры, даем возможность широко посмотреть на проблему, изучить возможности медикаментозного и немедикаментозного лечения. Отдельные занятия посвящены методам лечебной физкультуры и биологической обратной связи в лечении боли.

Наша задача – не воспитать неврологов, а подготовить специалистов, которые бы и в других, смежных дисциплинах имели знания по работе с хронической болью. Они должны знать, когда и кого они должны подключать к лечению этих пациентов – в этом и состоит задача правильной противоболевой помощи. Терапевт должен уметь распознавать ситуации, когда справится сам, а когда должен направить пациента туда, где ему точно помогут, - в клинику или мультидисциплинарный специализированный центр боли. Но таких в нашей стране единицы.

Новый уровень помощи

Задаче противоболевой подготовки специалистов разного профиля в школе мастерства служит и такая форма учебных занятий как «совместные заседания», которые проводятся совместно с другими школами – например, с ШМ по терапии (руководитель профессор Д.А. Напалков), и будущие терапевты теперь хорошо знают, что делать, если на приеме пациент с болью в спине или грудной клетке.

- Проблема лечения хронической боли и тем сложна, что требует от врача полной самоотдачи и добродетели, ставящей основной задачей помощь пациенту, - размышляет Максим Валерьевич. – При этом необходимо понимать возможные последствия такой работы. За рубежом проводили исследования того, как мозг человека реагирует на чужую боль; оказалось, что когда мы испытываем боль или видим чужое страдание, у нас активизируются схожие отделы нервной системы. В этом проблема: если врач постоянно слышит о боли, он сам начинает испытывать дискомфорт, старается избежать этого. Ему нужно обладать знаниями, которые позволят перевести жалобы пациента из области восприятия в область аналитики патофизиологических механизмов и перестать эмоционально на нее реагировать. Стремясь быстрее наработать этот особый взгляд клинициста, некоторые студенты проводят в отделении боли все свободное время – смотрят пациентов, разбираются в историях болезни, обсуждают увиденное. Многие включились в научную работу: благодаря руководству университета, они имеют возможность работать в системе ClinicalKey, имеют доступ к полнотекстовым зарубежным статьям, современным источникам информации. Они с этим активно работают, читают, выносят размышления на общее обсуждение. Мы отрабатываем методики обследования пациентов с разными видами боли и собственные реакции на эту боль. Наши студенты имеют также уникальную возможность работать на всероссийских конференциях, которые ежегодно проводятся Российским обществом по изучению боли (президент академик РАН Н.Н. Яхно), уже побывали в Астрахани и Казани.

Руководитель школы мастерства «Медицина боли» подтверждает мнение руководителей других школ: «школяров» отличает повышенная мотивированность. Они точно знают, зачем пришли, и впитывают знания, как губка.

- Важно то, что подготовка, которую мы проводим в этой школе, происходит впервые в стране, - со сдержанной гордостью говорит Максим Чурюканов. - В России пока нет специалистов, которые изучали бы мультидисциплинарный подход в лечении хронической боли. Не только студенты, но и врачи в рамках последипломного медицинского образования получить подобные знания не могут. Наши студенты – это первые «ласточки», первые в России люди, которые могут стать фундаментом создания системы противоболевой помощи. Опыт нашей Школы может лечь в основу мультидисциплинарного университетского Центра боли, который мог бы решать лечебные, научные и образовательные задачи: сейчас ведь остро стоит вопрос о подготовке врачей общей практики, а они непременно должны обладать знаниями о хронической боли, и университет стал бы головным центром подготовки таких специалистов. Пока это только мечты, но, я верю, такой Центр боли будет создан.

Светлана Архипова


13.04.2016

Привязка к разделам:  Обучающимся | Школа Мастерства

Назад