«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России обсудил первичную аккредитацию специалистов

Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России обсудил первичную аккредитацию специалистов

Вопросы первичной аккредитации специалистов здравоохранения и особенности новой системы оказались 9 марта в центре внимания ректорского сообщества и специалистов отрасли. В Первом МГМУ им. И. М. Сеченова состоялось расширенное заседание Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России с участием министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой.

9 марта рабочая программа министра и руководителей профильных департаментов министерства здравоохранения России началась с осмотра Федерального методического центра аккредитации, созданного на базе Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. Среди основных задач Центра — организация разработки оценочных средств, используемых при проведении аккредитации специалистов, а также разработка образовательных программ и подготовка экспертов аккредитационных комиссий. Однако лучше всего высокие технические возможности Федерального центра видны при непосредственном проведении аккредитации.

На площади в 1000 кв. м здесь может проводиться одновременное тестирование 250 специалистов, решение ими ситуационных задач и оценка практических навыков (умений) в рамках объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Разработанный экзаменационный комплекс предполагает три уровня сложности — от наиболее легких заданий, с минимальной готовностью к профессиональной деятельности или компетентностью, до базовой готовности или компетентности, и — наиболее трудных заданий, выполнить которые способен только очень компетентный специалист.

Экзамен ведется на девяти симуляционных станциях, оснащенных современным фантомным оборудованием. Процедура аккредитации специалистов полностью автоматизирована и проводится под видео- и аудио контролем. При этом все испытания строго индивидуальны, анонимны, ограниченны во времени, подбираются и оцениваются специальной программой и исключают возможность списывания или посторонней помощи.

IMG_4248в.jpg

Подводя итоги осмотра Федерального методического центра аккредитации на Совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Вероника Скворцова отметила, что «в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова создан если не идеал, то близкий к этому образец центра аккредитации, к которому нужно стремиться всем нашим вузам». Тем не менее, министр считает, что аккредитация должна стать медицинским аналогом ЕГЭ, и готовить к нему выпускников нужно не только теоретически и практически, но и психологически. Для этого всем вузам необходимо не только технически оснастить свои центры, но и провести до лета ряд пробных тестирований студентов.

С базовым докладом «Порядок проведения первичной аккредитации специалистов» на Совете ректоров выступил его председатель, ректор Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Петр Глыбочко. «Сегодня Министерством здравоохранения России все вузы поставлены в одинаковые условия. Мы понимаем, что переход к системе аккредитации во многом поворотный момент для всей отрасли. Это задача серьезная, амбициозная, и я уверен, мы справимся. Ведь наша общая цель — оказание качественной медицинской помощи пациентам», — подытожил ректор.

Многочисленные вопросы из зала показали, что новая система требует отдельного разъяснения и обучения специалистов. Поэтому вскоре Федеральным центром будет проведена подготовка экспертов аккредитационных комиссий. Для этой цели разработана специальная программа. Занятия будут проводиться по очно-заочной форме с использованием дистанционных и электронных образовательных технологий. Это позволит обеспечить качество и единство в организации и проведении аккредитации специалистов в других образовательных организациях, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров.

Участники расширенного заседания Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России высказали свои мнения о системе аккредитации специалистов, так Геннадий Онищенко, президент Медицинской лиги России, помощник председателя Правительства РФ отметил: «Аккредитация — это давно назревший и необходимый компонент в повышении качества подготовки наших специалистов. Причем выбрана оптимальная модель, в которой тестирование знаний, оценка практических навыков и умений и решение клинических ситуаций взаимно усиливают и дополняют друг друга. Все это составляет общий контекст работы современного врача».

Олег Янушевич, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова: «Не столько как ректор, но как главный внештатный специалист-стоматолог Минздрава России я все же отдаю приоритет вопросам практической подготовки будущих врачей. Если же говорить в целом о развитии системы аккредитации специалистов, то в ней очень важно будет распределить функции и полномочия вузов и общественных медицинских организаций».

Лариса Мошетова, ректор Российской медицинской академии последипломного образования: «Очень хорошая идея — сделать введение аккредитации поэтапным. Изначальный вариант с одновременным началом всех видов аккредитации был очень дорог финансово и не обеспечен методически. Ведь одно дело работать со студентом, который со школы привык к учебе и сдаче множества тестов, другое — специалист с огромным опытом работы, но попадающий в ситуацию нового экзамена. Так же отличаются и требования. Для специалиста, помимо знаний и практических навыков, очень важно накопление и учет профессионального портфолио в течение пяти лет между аккредитациями. И в этих условиях очень возрастает именно роль Федерального методологического центра аккредитации, с возможностями которого мы сегодня познакомились».

Михаил Калинкин, ректор Тверского государственного медицинского университета: «Сегодняшнее заседание совета ректоров и по безукоризненно точному уровню подготовки, и по важности обсуждаемых задач я считаю рубежным. Ведь аккредитация — это важнейший составной элемент непрерывного медицинского образования, единого образовательного пространства, и, как следствие, — повышения качества деятельности врачей. У себя в университете мы также создаем центр аккредитации. Для нас, безусловно, важны и методологические вопросы — отработка оценочных средств и ситуационных задач, но не менее основательно мы готовимся и технологически: процедура аккредитации требует четкой работы сложной техники. И нам очень важна помощь Федерального аккредитационного центра. Мы еще не раз направим сюда на учебу наших специалистов».

Альберт Давтян, студент 5 курса стоматологического факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, участник пробного тестирования в Федеральном методологическом центре аккредитации: «Мы увидели здесь самое современное оборудование. Проходить тесты здесь и сложно, и интересно — эффект полного погружения в рабочую среду врача. Уверен, что и студентам других вузов было бы полезно пройти тестирование в нашем центре».

Напомним, что согласно Федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» переход к процедуре аккредитации будет проводиться поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года. А согласно проекту «Положения об аккредитации» предполагаются 3 ее вида: первичная аккредитация (все выпускники вузов), первичная специализированная (для медицинских кадров высшей квалификации) и периодическая аккредитация (для практикующих врачей в ходе непрерывного профессионального образования). Решением Минздрава России право первичной аккредитации будет закреплено за всеми отраслевыми вузами с необходимым техническим и методическим арсеналом. Уже через две недели министерство начнет такую специальную проверку.

Фотоальбом


09.03.2016

Привязка к разделам:  Проект 5-100

Назад