«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Оптимизация подготовки хирургов с использованием имитации

Оптимизация подготовки хирургов с использованием имитации

В декабре 2012 года в Центре непрерывного профессионального образования ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова в качестве эксперимента была проведена имитация лапароскопической операции с использованием реального оборудования — эндохирургической стойки и инструментов, а в качестве «пациента» была использована туша ранее умерщвлённой свиньи весом до 40 кг. В ходе имитации были отработаны важнейшие этапы реальной операции: постановка иглы Вереша, наложение карбоксиперитонеума, постановка троакаров под визуальным контролем, применение монополярной коагуляции и т. д. Были выполнены следующие виды вмешательств: холецистэктомия, спленэктомия, левосторонняя и правосторонняя нефрэктомии.

В эксперименте принимала участие бригада из двух человек: хирург — зав. хирургическим отделением, профессор кафедры госпитальной хирургии № 1 д.м.н. Коссович М.А., ассистент — ординатор кафедры факультетской хирургии № 2 Леонтьев А.В., работу оборудования обеспечивал тех. персонал ЦНПО.

В Центре с 2010 года ведется межкафедральная методическая работа по дополнению современными (международными) схемами и методами обучения учебного процесса по специальности «Хирургия» с использованием имитации различного уровня. Основные усилия этой интегративной работы посвящены широкому внедрению в арсенал навыков любого хирурга техники проведения эндохирургических вмешательств. Повсеместное распространение эндохирургических операций, используемых по показаниям, приносит несомненную пользу пациентам. А также открывает для хирургов возможность профессионального роста в рамках выбранной специальности. Но подготовка хирургов для выполнения эндоскопических операций — длительный и кропотливый процесс. Необходимо выработать навык контроля хода операции по изображению на экране видеомонитора, научиться результативно перемещать инструменты в условиях «эффекта рычага», точно дозировать свои движения, а также оценивать сопротивление тканей визуально и тактильно.

В настоящее время в нашей стране концепция обучения технике выполнения лапароскопических вмешательств до конца не определена, подготовка большинства лапароскопических хирургов проводится по принципу повторения определенных действий более опытных врачей при выполнении операций и, в большинстве случаев отсутствуют объективные критерии, позволяющие хирургу начать самостоятельное проведение лапароскопических вмешательств.

В ЦНПО совместно с хирургическими кафедрами Университета и другими организациями ведется работа по внедрению этапов подготовки хирургов к эндохирургическим вмешательствам (Рисунок 1).

cхема.png
Рисунок 1. Интеграция этапов практической подготовки по эндохирургии в системе непрерывного профессионального образования врачей

В ходе последнего проведенного эксперимента «Surgery Dead Pig», получившего положительную оценку участников, были выявлены следующие достоинства подобных имитаций:

  1. Простая организация процесса хирургического вмешательства.
  2. Отсутствие необходимости проведения анестезии.
  3. Максимально реалистичная картина брюшной полости.
  4. Гарантия выполнения хирургического вмешательства до конца.
  5. Полноценная визуализация объекта операции в связи с отсутствием кровотечения.
  6. Отсутствие цейтнота.
  7. Отсутствие перистальтики кишечника.
  8. Полная релаксация.
  9. Отсутствие психологического дискомфорта и не этичного обращения с животным.
  10. Экономическая целесообразность.

К недостаткам следует отнести:

  • Некоторое снижение реалистичности в связи с отсутствием кровоточивости тканей.
  • Ограничения для выполнения некоторых операций в связи с особенностями строения некоторых органов (толстого кишечника, матки).
  • Дополнительные затраты на обеспечение.

По результатам эксперимента были сделаны выводы, что подобные имитации:

  1. Являются эффективным способом обучения и контроля реализации профессиональных компетенций врача хирургического профиля.
  2. Дают возможность отработки методов командного взаимодействия при выполнении оперативных вмешательств.
  3. Могут быть использованы как вариант проведения мастер-классов по освоению лапароскопических операций с максимальной имитацией «живой хирургии».
  4. При соответствующей организации на регулярной основе, могут стать эффективным этапом в процессе подготовки хирургов.

Все вышеизложенные обстоятельства, а также назревшая необходимость создания структурированной системы подготовки и обучения хирургов эндоскопической технике выполнения оперативных вмешательств позволяют предложить к обсуждению структуру доклинической подготовки хирургов и пригласить заинтересованных специалистов Университета к развитию данного направления при подготовке различных контингентов обучающихся.

Все желающие интерны, ординаторы и начинающие специалисты-хирурги участвовать в тренингах по модулям эндохирургического обучения в частном порядке могут записаться в соответствии с расписанием платных занятий в ЦНПО.

Фотоальбом


11.01.2013

Привязка к разделам:  Новости Первого МГМУ

Назад