Новый тест диагностирует рак по модификации генной ДНК

В Европе поступил в продажу эпигенетический тест крови для диагностики рака толстой кишки. Epi proColon test, разработанный в лаборатории берлинской компании Epigenomics распознаёт специфические участки свободно циркулирующей в плазме крови ДНК (цДНК).

В случае апоптоза раковых клеток или при высвобождении ДНК из неповреждённых (как нормальных, так и претерпевших канцерогенез) клеток в плазму крови вывобождаются фрагменты цДНК. В случае своего происхождения из раковой клетки эти цДНК характеризуются присутствием маркёров онкогенов и специфическими мутациями онкосупрессоров. Epi proColon test конвертирует все деметилированные остатки цитозина обнаруженной в образце крови цДНК в тимин. После чего методом ПЦР (полимеразной цепной реакции) количество фрагментов, несущих метилированную ДНК гена SEPT9 увеличивается до количества, обнаруживаемого анализатором.

Ген SEPT9 кодирует белок septin-9, который является онкосупрессором и регулирует деление цитоплазмы в клетках. Метилирование ДНК этого гена прекращает его активную работу и «выключает» синтез белка-супрессора ракового роста. Наличие в образцах крови, выделенной из фекальных масс, неактивного гена-супрессора раковой опухоли свидетельствует о процессах развития опухоли в кишечнике.

Это первая тестовая система эпигенетического класса (то есть анализирующая особенности экспрессии генов), вышедшая на клинический рынок. Несомненно, этот неинвазионный тест проще в использовании, чем лабораторный анализ кала на скрытую кровь FOBTs, широко применяемый в настоящее время для ранней диагностики рака кишечника. Однако по точности он уступает методу колоноскопии, хотя и является более экономичным.

По материалам Nature Biotechnology