Обнаружен новый тип гигантских вирусов

Французским ученым удалось выделить новый гигантский вирус, обнаруженный в амебах.

Геном так называемого марсельвируса (Marseillevirus) имеет сложный набор генов, который сильно отличается от ДНК других вирусных форм, включая генетический материал растительного и животного происхождения, а также бактерий и других вирусов, в частности мимивируса. Это обстоятельство позволило сотрудникам кафедры инфекционных и тропических заболеваний Второго Университета Экса и Марселя, которую возглавляет Дидье Рауль (Didier Raoult), предположить, что между вирусами и другими микроорганизмами, обитающими в амебах, происходит активный генетический обмен. Амебы тем самым выступают в роли колыбели новых вирусов и бактерий. «Существует механизм постоянного создания новых вирусов в амебах, провоцирующий превращение гигантских вирусов в патогены по мере их специализации», — подчеркивает Дидье Рауль.

Ученый отмечает также, что данный механизм противоречит теории Чарльза Дарвина о происхождении жизни из единого источника. «Применительно к вирусам она не имеет смысла», — говорит исследователь. Кстати, именно его группа в 2008 году сделала нашумевшее открытие поразительного явления: вирусы имеют способность заражать друг друга.

Первый гигантский вирус был обнаружен случайно в 1993 году. С тех пор он попадался на глаза ученым чрезвычайно редко, хотя в отличие от «классических» вирусов их можно разглядеть в обычный оптический микроскоп.

Геном марсельвируса имеет 368 тысяч пар оснований. Его диаметр равен 250 нанометрам. Это пятый по величине из известных науке гигантских вирусов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам Франс Пресс