Карта рецептора позволит найти лучший путь для лечения

Учёные из Университета здравоохранения и наук штата Орегон (США) совершили открытие, значение которого трудно переоценить: исследователям удалось определить полную пространственную структуру сложного и важного рецептора головного мозга, что в перспективе должно обеспечить разработку новых методов лечения для целого ряда неврологических расстройств, в том числе эпилепсии и болезни Альцгеймера.

Учёные картировали структуру глутаматных рецепторов, которые выступают посредниками в передаче сигналов между нейронами головного мозга, а также, считаются важными в процессе формирования памяти и обучения. При связывании нейромедиатора глютомата с этими рецепторами происходит открытие ионных каналов в мембране нейрона, что и обеспечивает проведения импульса.

Исследователи изучали глутаматные рецепторы крысы GluA2. Для этого они исследовали кристаллические структуры, сформированные этими протеинами, методом рентгеновской кристаллографии. Наблюдая, за рассеянными при прохождении через кристалл лучами специалистам удалось получить картину единичного белка на атомном уровне. GluA2 рецептор состоит из трёх основных частей и имеет Y-образную форму, на вершине которой и располагается область связывания с глутаматом. Совершенно неожиданным оказалось, что четыре субъединицы белка имеют одинаковый химический состав, но различаются попарно типом пространственной организации. В данной работе изучалась структура рецептора при закрытом ионном канале. Последующие исследования должны проанализировать организацию глутаматных рецепторов в момент открытия ионных каналов. Форму, на вершине которой и располагается область связывания с глутаматом. Совершенно неожиданным оказалось, что четыре субъединицы белка имеют одинаковый химический состав, но различаются попарно типом пространственной организации. В данной работе изучалась структура рецептора при закрытом ионном канале. Последующие исследования должны проанализировать организацию глутаматных рецепторов в момент открытия ионных каналов.

Знание структурного строения рецепторов очень важно с точки зрения поиска оптимальных соединений для их ингибирования или активации, что играет роль в разработке и дизайне лекарственных соединений.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature