Учёные привлекли бактерий к поиску неразорвавшихся мин

Минные поля с несдетонировавшими зарядами по сей день существуют в 87 странах. Из-за взрывов старых боеприпасов погибают и калечатся десятки тысяч людей и животных. Шотландские учёные придумали и разработали новый простой и дешёвый способ обнаружения мин.

Биологи из университета Эдинбурга (University of Edinburgh) создали особый вид бактерий, которые начинают ярко светиться в присутствии неразорвавшихся мин (точнее, веществ, со временем вытекающих из боеприпасов и попадающих в почву).

По данным BBC, микроорганизмы создают при помощи новой технологии, называемой BioBricking и позволяющей манипулировать частями ДНК бактерий (подробнее о методе читайте в статье в Journal of Biological Engineering и на сайте организации BioBricks Foundation).

Затем создаётся бесцветная смесь, которая спустя несколько часов после нанесения на землю, содержащую мины, начинает светиться зелёным цветом. Своеобразным раствором бактерий можно поливать почву в подозрительных местах. Если территория большая и очень опасная, можно опрыскивать её, например, с самолёта (как это иногда делают с водой или удобрениями, пестицидами).

Основные преимущества нового метода: простота изготовления "реагента", дешевизна производства смеси и точность определения положения боеприпасов. Вообще же экспериментальных техник много. Это, к примеру, генетически изменённые крысы, обученные вынюхивать мины, и меняющие цвет растения. Но новый вариант, пожалуй, самый предпочтительный. (Правда, речь о его коммерциализации пока не идёт.)

"Такой антиминный сенсор является ещё одним примером того, как инновационные достижения науки помогают обычным людям", — говорит в пресс-релизе университета один из авторов работы доктор Алистер Элфик (Alistair Elfick).

Подобная технология существенно облегчила бы жизнь граждан Сомали, Боснии и Герцеговины, Камбоджи – стран, обладающих самым богатым наследием прошедших войн (список наиболее заминированных стран здесь).

Мины представляют угрозу не только для людей, но и для экосистем. Однажды канадский эколог Кевин Стюарт (Kevin Stewart) подсчитал, что от поствоенных взрывов в 39 странах мира погибло порядка 1,6 миллиона животных. Так, на Шри-Ланке ежегодно "разрывает на части" около 20 слонов, в Хорватии на мины натыкаются медведи, олени и лисы, похожие истории происходят на Фолклендских островах (одним пингвинам фугасы не страшны).

В случае использования новых бактерий для обнаружения снарядов существенно меньший ущерб был бы нанесён дикой природе Мьянмы, Колумбии, Мозамбика и Анголы.

Источник: Treehugger