Не дают червячка заморить!

Нематода Caenorhabditis еlegans — червь, который уже более 30 лет служит моделью для изучения эволюционных процессов. Но всё большее число исследователей склоняется к отказу от использования данного вида червей и ищет альтернативные животные модели.

"C. elegans используется по-прежнему, хотя бы в силу своей изученности и предсказуемости, но если вы хотите узнать об эволюции что-то новое, вам необходимы другие виды«,- говорит Эрик Хааг, эволюционный биолог из Университета штата Мэриленд.

И альтернатива существует. Например, известно, что C. elegans размножается самооплодотворением гермафродитов, но изначально существовали отдельные особи мужского и женского пола. На самом деле, самооплодотворение независимо развивалось в ходе эволюции у двадцати видов этого рода червей. И не всегда в эксперименте это качество необходимо.

Так, эволюционный генетик Рональд Эллис и его коллеги из Университета медицины и стоматологии штата Нью-Джерси, обратили своё внимание на родственный вид C. remanei, в котором нет гермафродитов, а особи разделяются на мужские и женские. Именно в эксперименте над этим видом учёным удалось превратить самок в гермафродитов, способных к самооплодотворению. Для этого биологи изменили экспрессию двух генов — одного, участвующего в определении пола для организма, другого — отвечающего за производство спермы.

Таким образом учёным удалось воспроизвести значительное эволюционное изменение в лабораторных условиях. Конечно, в природе и во времени эволюционный процесс не ограничивался изменениями экспрессии этих двух генов. И данная эволюционная модель сможет в будущем служить более точным эквивалентом для изучения эволюции.

Патрик Филлипс, эволюционный генетик из Университета штата Орегон, тоже сосредоточил своё внимание на C. remanei. Но его лабораторию интересуют вариации возрастных изменений в различных популяциях одного вида в зависимости от условий окружающей среды. И по сравнению с традиционным модельным видом нематод C. elegans, результаты данных экспериментов лучше укладываются в схему благодаря типичной «нормальной» системой мужских-женских взаимоотношений.

От использования традиционной модели C. elegans постепенно отказываются и эволюционные биологи, интересующиеся гермафродитными видами. Так, альтернативный вид C. briggsae по-мнению многих имеет преимущества, так как демонстрирует более высокий уровень естественной изменчивости. Это позволяет описать большее количество адаптаций и фенотипических отличий, зависимых от экологических и географических факторов.

Ещё одним недостатком вида C. elegans является отсутствие близкородственного вида, чьи отличия в геноме были бы минимальны и позволили бы проводить сравнительные генетические исследования. Учёные даже учредили награду в 5 000 долларов США тому, кто обнаружит такой генетически близкий вид.

Обзор, посвящённый поиску альтернативной модели для эволюционной биологии, был напечатан в журнале Science.

по материалам Nature