Нейроны могут «общаться» без использования синапсов

Исследователи из Университета Сегеда (Венгрия) выяснили, что одиночные вставочные нейроны определенного типа способны влиять на клетки, которые не образуют синаптической связи с ними.

Ученым было известно, что заинтересовавшие их вставочные нейроны подавляют активность других клеток с помощью нейромедиаторагамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Чаще всего ГАМК передается через синапсы, но ранее было показано, что в некоторых случаях кислота может проникать в межклеточное пространство и влиять на окружающие клетки. Считалось, однако, что действий одного нейрона для высвобождения такого объема ГАМК недостаточно.

«Сигнальный вывод» нейрона, аксон, обычно имеет большую длину и малый диаметр. Рассмотрев мозговую ткань человека и мыши в оптический и электронный микроскопы, авторы обнаружили у вставочных нейронов необычные «ветвистые» аксоны, на поверхности которых располагалось множество точек выделения ГАМК. При этом из 50 таких точек, по сообщению ученых, только 11 соответствовали синапсам. В проведенных экспериментах одиночный вставочный нейрон успешно подавлял активность близлежащих клеток, не связанных с ним, самостоятельно выделяя необходимое количество ГАМК.

Ученым также удалось обнаружить у вставочных нейронов рецепторы, улавливающие малейшие изменения концентрации ГАМК, что указывает на возможность передачи сигналов от одного такого нейрона другому. Эти же рецепторы оказались чувствительны к нейростероидам — молекулам, синтезируемым в мозге и связанным с беспокойством и депрессией. Изменение концентрации нейростероидов может, таким образом, управлять активностью вставочных нейронов.

Полная версия отчета исследователей опубликована в журнале Nature.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

03.11.2009