Новый подход к лечению пациентов с тяжелыми травмами

Открытие, сделанное исследователями из Общества Медицинских Исследований в Оклахоме (Oklahoma Medical Research Foundation, OMRF), может помочь спасти жизни пациентов, пострадавших в серьезных автомобильных авариях и других угрожающих жизни ситуациях. Также эта работа обладает существенным потенциалом в отношении терапии инфекционных заболеваний и диабета.

В статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, профессор Чарльз Эсмон (Charles Esmon) и его коллеги описывают процесс, при котором белки, называемые гистонами, оказавшись в кровотоке после травмы, приводят к гибели клеток, выстилающих изнутри сосуды, способствуя развитию внутреннего кровотечения. В своей работе ученые из лаборатории Эсмона разработали специфические антитела, способные остановить этот разрушительный процесс. Это удивительное открытие, поскольку ранее никто никогда не мог предположить, что гистоны могут быть столь токсичными.

В клетках гистоны выполняют важнейшую функцию, организуя структуру ДНК в ядре. Однако, когда клетка разрушается, гистоны, выброшенные в кровоток, становятся опасны. Их действие приводит не только к резкому усилению внутреннего кровотечения из поврежденных сосудов, но и к отеку тканей.

Исследователям удалось разработать специфические антитела, блокирующие гистоны, оказавшиеся в кровотоке, и существенно снижающие внутреннее кровотечение. Антитела уже прошли доклинические испытания на животных, в которых было показано, что они не вызывают негативных побочных эффектов и дают многообещающие результаты. Следующим шагом, по всей видимости, будут клинические испытания.

«Области применения этой разработки удивительны, - сказал президент OMRF Стивен Прескотт (Stephen Prescott), - Профессор Эсмон и его коллеги нашли не только новую ключевую молекулу, играющую роль в различных сердечнососудистых заболеваниях, но и показали ее значение для терапии тяжелых травм, диабета, пневмонии и других патологических состояний, при которых происходит гибель тканей и выброс внутриклеточного содержимого в кровоток».

Эта работа, поясняет Прескотт, также закладывает основу для дальнейших исследований. «Мы начинаем лучше понимать, почему люди, получившие тяжелые травмы, нередко страдают от вторичного повреждения тканей, когда в их организме происходит каскад разрушительных процессов, запущенных первичной травмой. Если мы научимся контролировать эти процессы, то сможем избежать «эффекта домино», нередко присущего тяжелым травматическим повреждениям».

Чарльз Эсмон к настоящему времени уже разработал два медицинских препарата, одобренных к применению FDA (American Food and Drug Administration). Это Xigris – препарат для лечения острого сепсиса, и Ceprotin – средство, применяемое при белковой недостаточности.

По материалам: Oklahoma Medical Research Foundation