Перемещение клеток иммунной системы в организме было снято на видео

Специалисты из Германии и Канады провели наблюдение перемещения клеток иммунной системы — Т-лимфоцитов — в теле крысы.

Как известно, спинномозговая жидкость и нервная ткань надежно отделяются от крови; тем не менее у человека все равно могут развиваться аутоиммунные заболевания центральной нервной системы (к примеру, рассеянный склероз). «Механизм проникновения иммунокомпетентных клеток в мозговую ткань вызывал много споров, — замечает участник исследования Александр Флюгел (Alexander Flügel) из Института нейробиологии им. Макса Планка. — Результаты гистологических анализов показывали, что клетки иммунной системы могут преодолевать гематоэнцефалический барьер, но полного представления о том, как им это удается, не было».

Для того чтобы прояснить этот вопрос, авторы пометили Т-лимфоциты с помощью зеленого флуоресцентного белка и ввели их в кровеносные сосуды крыс. Затем, используя двухфотонный лазерный микроскоп, они наблюдали за перемещением клеток и зарождением экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита — модели рассеянного склероза.

На снятых кадрах видно, что клетки сначала перемещаются по внутренней стенке сосуда с током крови, после чего останавливаются, «ползут» против тока крови и проходят сквозь стенку сосуда. Затем они передвигаются по внешней оболочке сосуда до тех пор, пока им не встретится фагоцит; лишь после этого Т-лимфоциты проникают в нервную ткань.

Полученные данные могут, по мнению ученых, способствовать разработке новых методов лечения аутоиммунных заболеваний центральной нервной системы.

Перемещение Т-лимфоцитов по кровеносным сосудам в организме крысы.

Полная версия отчета исследователей будет опубликована в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Nature News.

19.10.2009