Клетки умирают одинаково

До сих пор считалось, что растения и животные имеют различные программы клеточной гибели. Но международная исследовательская группа выяснила, что часть генетической программы, отвечающая за гибель растительной и животной клетки (так называемый апоптоз), реализуется по одной схеме и связана эволюционно.

Для любого организма очень важно, чтобы процессы развития и смерти его клеток строго контролировались. Нарушение этого контроля у человека приводит к таким серьёзным заболеваниям, как рак (в случае, если патологически измененные клетки не умирают и неограниченно делятся) или неврологические расстройства (при болезни Паркинсона отмирает слишком много клеток).

Учёные восьми научных организаций из Швеции, Финляндии, Великобритании и Испании сравнивали белок TUDOR-SN в клеточных линиях мыши, человека, норвежской ели и резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana — любимый модельный вид растений для генетиков). Этот белок очень консервативен и мало изменился в ходе эволюции. А это значит, что он выполняет какую-то очень важную функцию. И действительно, выяснилось, что TUDOR-SN участвует в системе блокировки молекул микроРНК (miRNA), не давая им «выключать» гены. Клетки, в которых отсутствует белок TUDOR-SN, часто испытывают преждевременный апоптоз. Для растений это может иметь неблагоприятные последствия с точки зрения размножения — в растительной клетке данный белок очень важен для формирования пыльцы.

TUDOR-SN, как и любой другой белок, при апоптозе расщепляется протеазами. В животной клетке протеазы представлены семейством так называемых ферментов каспаз, в растениях же каспазы отсутствуют и за расщепление белков отвечают мета-каспазы, которые считаются эволюционной более древней группой белков. Понимание деталей процессов регуляции каспаз тесно связано с возможностью рационально манипулировать апоптозом с целью получения терапевтических выгод при лечении ряда болезней.

Оказалось, что у растений, животных и человека при реализации генетической программы клеточной смерти белок TUDOR-SN расщепляется по совершенно одинаковой схеме. Его утилизация лишает клетку возможности выжить, так как микроРНК остаются свободными, запуская механизм «выключения» генов". Таким образом, учёные пришли к выводу, что белок TUDOR-SN очень важен для предотвращения запрограммированной гибели клеток.

С эволюционной точки зрения получается, что апоптоз возник на самых ранних этапах развития живого, ещё до момента расхождения многоклеточных организмов на растения и животных.

Результаты исследований опубликованы в Nature Cell Biology.

15.10.2009