Как образуются нейроны?

Механизм дифференцировки предшественников нейронов в нейроны с узкой специализацией изучен крайне слабо. Но ведь кроме возможностей использовать данные знания для терапии различных расстройств, затрагивающих нервную систему, понимание механизмов дифференциации нейронов позволит значительно продвинуться в исследованиях стволовых клеток и методов их перепрограммирования.

Специалисты из Медицинской школы Джона Хопкинса, США, (Johns Hopkins School of Medicine) выяснили механизм приобретения нейронами их специфических функций и обнаружили белок-антиоксидант Prdx1, который этот процесс контролирует.

В развивающейся нервной системы, предшественники нейронов «выключают» программу деления и «включают» программу узкой функциональной дифференциации. Учёные выяснили роль GDE2 мембранных белков и пероксиредоксина Prdx1, которые и инициируют развитие нейронов спинного мозга. Исследователи предположили, что этот механизм общий и лежит в основе процесса образования и других типов нейронов.

Предыдущие исследования показали, что протеин GDE2 стимулирует развитие незрелых нейронов в двигательные (моторные), передающие сигнал и контролирующие мышечные сокращения. Низкая концентрация GDE2 не позволяет предшественникам нервных клеток дифференцировать в мотонейроны.

Основываясь на этих данных, учёные определили круг соединений, влияющий на работу GDE2 в течение всего цикла его синтеза и функционирования в клетке. Изучив потенциальные регуляторные факторы, исследователи выделили несколько наиболее вероятных белков и определили гены, отвечающие за их синтез. Так, «выключив» ген синтеза пероксиредоксина Prdx1 в куриных эмбрионах, учёные получили эмбрионы с неразвитыми мотонейронами, аналогичные получаемым при «выключении» гена GDE2.

Чтобы убедится, что отсутствие Prdx1 тормозит развитие мотонейронов именно воздействием на GDE2, а не каким-либо другим путём, исходные белки заменили мутантными, которые не могли образовывать между собой связи. Это полностью затормозило дифференциацию нейронов.

Результаты этого исследования опубликованы в Cell.

22.09.2009