Антиоксиданты продлевают срок хранения крови

Антиоксидант из зелёного чая увеличивает срок хранения донорской крови и тканей

Параллельные исследовательские работы двух японских научных групп показали, что основной компонент зелёного чая эпигаллокатехин-3-O-галлат (EGCG) продлевает сроки и качество хранения биологических материалов тромбоцитов крови и криоконсервированных кожных тканей.

Известно, что EGCG является сильным антиоксидантом, предотвращая апоптоз (запрограммированную гибель клетки), а также регулирует пролиферацию — деление и дифференциацию клеток. Именно эти свойства антиоксиданта позволяют продлить «срок годности» биологического материала, контролируя процессы окисления и клеточного деления.

Стандартные сроки хранения для тромбоцитов ограничены пятью днями в международной системе банков крови и тремя днями для Японии. Во время хранения тромбоциты испытывают биохимические, структурные и функциональные изменения и утрачивают целостность мембран и способность к агрегации и рецепторному взаимодействию. При добавлении EGCG в концентрат тромбоцитов в крови, их активность сохранялась даже после шести дней хранения. Учёные из Института смежных медицинских наук в Киото (Япония) объясняют это способностью антиоксиданта защищать липиды мембраны тромбоцитов от окисления.

Ещё одна группа японских исследователей изучала последствия и перспективы использования EGCG для хранения замороженных тканей кожи. До этого, уже была известна способность полифенолов зелёного чая продлевать сохранность некоторых тканей, таких как кровеносные сосуды, роговица, островковые клетки поджелудочной железы, суставного хряща и миокарда при комнатной температуре. В результате экспериментов, было обнаружено, что ECGC не только продляет срок хранения этих тканей от семи до двадцати четырёх недель при температуре 40С, но и уменьшает травматический эффект при процессах заморозки-оттаивания.

Результаты данных исследований были опубликованы в последнем выпуске журнала Cell Transplantation.

18.09.2009