«Аромат» и «вкус» живых клеток

Клетки в живых организмах «переговариваются» друг с другом с помощью сложных процессов, включающих самые разные молекулярные сигналы, сигнализирующие о благополучии в организме. Но когда происходит сбой в работе этих механизмов, возникают различные болезни — такие, как рак, диабет, аутоиммунные заболевания. Понимание тонкостей межклеточной коммуникации исключительно важно с точки зрения выяснения причин тех или иных недугов. Тем не менее, конкретные механизмы, запускающие сигналы, долгое время оставались недостаточно изученными.

Исследователи из Университета Манчестера (Великобритания) разработали новую технологию, позволяющую учёным понять, как сигналы от одних клеток регулируют деятельность клеток соседних, запуская в них целые каскады биологических процессов.

Результаты работы опубликованы в журнале Science Signaling от 8 сентября.

«Молекулярная сигнализация позволяет клеткам чувствовать своё окружение буквально „на вкус“ —  так, как мы чувствуем вкус пищи или напитков», — образно поясняет профессор Мартин Хамфрис, руководитель проекта и декан факультета наук о жизни манчестерского Университета. «Если проводить аналогию, то клетки интерпретируют набор сигналов, поступающих к ним так же, как люди различают во вкусе красного вина оттенки различных цветов и ягод. Мы разработали технику, позволяющую понять, как сотни рецепторов на поверхности клеток воспринимают поступающие извне „сообщения“ и преобразуют их во внутриклеточные сигналы».

Своё внимание учёные сосредоточили на изучении комплексов белков-интегринов, находящихся на поверхности клеток и ответственных за межклеточные взаимодействия, с молекулами, поступающими извне (так называемыми лигандами). С помощью разработанной технологии выделения комплексов лиганд-рецептор и применения протеомного анализа исследователи установили, каким образом в ответ на поступающие сигналы происходят изменения в структуре хромосом, влияющие на работу клетки.

Наиболее важным приложением результатов этой работы, очевидно, станет понимание того, как на внутриклеточном уровне действуют лекарства и как возникают те или иные побочные эффекты при приёме различных препаратов.

10.09.2009