Определена основная причина возникновения генных мутаций

Группа специалистов из Университета штата Орегон, Индианского, Флоридского и Нью-Гемпширского университетов (все — США) доказала, что наибольшее воздействие на геном организма оказывает оксидативный стресс — процесс повреждения в результате окисления.

В своих экспериментах ученые наблюдали развитие 250 поколений нематод (круглых червей) Caenorhabditis elegans. «Эти черви развиваются очень быстро, всего за четыре дня, что и дало нам возможность проследить изменения во множестве поколений, используя современные технологии секвенирования», — комментирует один из авторов работы Ди Денвер (Dee Denver). За указанный период нематоды, как сообщается, успели «накопить» 391 генную мутацию — в 10 раз больше, чем в предыдущих исследованиях подобного рода.

Обработав собранную информацию, ученые выяснили, что подавляющее число мутаций связано с гуанином, одним из пяти азотистых оснований, входящих в состав нуклеиновых кислот. При этом именно гуанин, как известно, испытывает наибольшее влияние оксидативного стресса. «Такие результаты прекрасно согласуются с предположением о том, что окислительные повреждения определяют развитие процесса старения и многих заболеваний», — отмечает профессор Денвер.

Исследователям также удалось показать, что мутации нередко возникают в так называемой мусорной (некодирующей) ДНК, которая составляет около 75% всей последовательности геномной ДНК C. elegans. Этот факт, по мнению авторов, служит свидетельством того, что у некодирующей ДНК есть некие весьма важные биологические функции, о существовании которых специалисты пока просто не знают.

Полная версия отчета ученых будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам EurekAlert!.

09.09.2009