Генетический анализ для эффективного подбора лекарств

Учёные обнаружили новые гены — кандидаты на регулирование процессов обмена веществ при попадании в организм лекарств

Фармакогеномика — наука об особенностях генома человека, с которыми связаны метаболизм и действие лекарственных препаратов. Это сопровождается крупномасштабными исследованиями о способах, интенсивности, алгоритмах воздействия различных генов на приём лекарственных препаратов. Важнейшей задачей фармакогеномики является выявление генов, которые потенциально могут оказаться модуляторами ответа организма на лекарственные соединения.

Действие принимаемого лекарства контролируется генами, регулирующими процессы всасывания, распределения, метаболизма, выделения (фармакокинетика) или вовлечения в активные процессы (фармакодинамика). Изучение всех вариантов возможной реакции фармакогенов на каждое лекарство (или хотя бы класс фармацевтических препаратов) может занять годы. Геном человека насчитывает огромное количество генов, проанализировать изменение экспрессии каждого из которых на конкретный препарат не возможно. Учёные из Дании и США создали новый метод оценки генов на основе их потенциальной значимости для модулирования реакции организма на лекарственный препарат.

Генетики, биохимики, биоинженеры из Центра последовательного биологического анализа, Лингби, Дания и Стэнфордского университета, Калифорния, США, объединили свои усилия и проранжировали 12 460 генов человеческого генома используя данные о взаимодействиях типа «ген-лекарство». Учитывались также возможные варианты группового действия генов и реакции на комбинированные лекарственные препараты разной фармакинетики.

В ходе данного исследования так же были обнаружены новые гены — кандидаты на регулирование процессов обмена веществ при попадании в организм лекарств, содержащих варфарин, гефитиниб, карбоплатин и гемцитабин.

Данная работа, в результате которой была создана такая большая и достоверная база данных генов, влияющих на восприятие человеком лекарственных средств, — значительный шаг к индивидуальной медицине, когда терапия будет назначаться с учётом генетических особенностей организма.

Результаты работы опубликованы в Nature.

17.08.2009