Найден способ повышения эффективности получения индуцированных плюрипотентных клеток

Исследователи из США, Японии, Германии и Испании показали, что активность протоонкогена TP53 напрямую влияет на процесс формирования индуцированных плюрипотентных стволовых (induced pluripotent stem, iPS) клеток.

Первые образцы iPS-клеток были получены японскими учеными в 2006 году (см. статью в журнале Cell); за три прошедших года было поставлено множество подобных экспериментов, но ни в одном из них специалистам не удалось «перепрограммировать» более одного процента зрелых клеток.

Недавно сразу несколько научных групп сообщили о том, что снижение активности кодируемого геном TP53 белка p53, который регулирует клеточный цикл и подавляет образование злокачественных опухолей, позволяет резко повысить эффективность получения iPS-клеток. Блокировав действие p53 и используя четыре популярных фактора транскрипции (Oct-4, Sox2, Klf4 и c-Myc), авторы смогли превратить до 10 процентов задействованных в опытах клеток кожи в iPS-клетки. Исследователям также удалось выяснить, что нарушение функций p53 положительно сказывается на эффективности потенциально более безопасных методов формирования iPS-клеток, основанных на применении меньшего числа факторов транскрипции или плазмидных векторов, которые не модифицируют геном.

Полученные результаты говорят о наличии глубокой связи между опухолевыми и стволовыми клетками. «У нас есть все основания утверждать, что рак — это проблема дедифференциации», — отмечает автор одной из работ Хуан Карлос Исписуа Бельмонте (Juan Carlos Izpisúa Belmonte) из Института биологических исследований им. Солка (США).

Поскольку предложенный метод предполагает манипулирование генами, связанными с развитием рака, использовать его на практике не удастся. По словам г-на Исписуа Бельмонте, в настоящий момент он пытается отыскать такое химическое вещество, которое будет лишь на некоторое время блокировать действие p53.

Результаты проведенных учеными исследований изложены в пяти статьях (первая, вторая, третья, четвертая, пятая), которые готовятся к публикации в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Nature News