Ученые не готовы к разработке тестов на шизофрению

По словам учёных, с развитием шизофрении и маниакально-депрессивного психоза (МДП) могут быть связаны не менее 30 000 генов, а это значит, что генетические экспресс-тесты на эти заболевания станут доступны ещё очень и очень нескоро.

В ходе трёх исследований группа учёных из разных стран проанализировала ДНК 10 000 больных шизофренией и 20 000 здоровых людей, и обнаружила 30 000 генетических вариаций, связанных с заболеванием. Результаты исследований очередной раз подтвердили, насколько сложны этиология и патогенез психических заболеваний.

"Это как головоломка, в которой нужно соединить по порядку точки с цифрами и получить рисунок, - говорит Mick O'Donovan из лондонского Института психиатрии, который работал над одним из исследований. - Но в нашем случае точки даже не пронумерованы, т.е. мы не знаем, в каком порядке их соединять".

И хотя масштаб этих кооперированных исследований делает их результаты надёжными, как строительные блоки, подчеркнули учёные, для прогнозирования риска шизофрении и МДП у отдельных людей их использовать пока нельзя. "О возможности сообщить родителям, разовьётся у их ребёнка шизофрения или нет, мы пока можем только мечтать", - говорит Pablo Gejman из Научно-исследовательского института систем здравоохранения Северного побережья в Эванстоне (Иллинойс, США).

"На том этапе, на котором мы сейчас находимся, использование результатов исследований для прогнозирования риска психических заболеваний крайне необоснованно", - добавляет O'Donovan.

Шизофрения - хроническое психическое заболевание, которое часто приводит к разрушению личности. Им заболевает примерно каждый сотый человек. У больных возникают галлюцинации, нарушается мышление, и хотя антипсихотические средства облегчают состояние, они лишь уменьшают выраженность симптомов, не излечивая саму болезнь.

Исследователи в составе Международного консорциума по шизофрении обнаружили также, что генетические нарушения, наблюдаемые при этом заболевании, связаны и с МДП. Это - весьма важное - открытие добавляет данных в пользу недавнего предположения, что МДП и шизофрения имеют общую природу.

"Открытия такого уровня позволяют нам вплотную подобраться к биологии заболевания, чтобы впоследствии начать разработку лекарственных средств, которые будут действовать на причину заболевания, а не на его симптомы", - говорит Kari Stefansson, директор исландской компании "deCODE Genetics".

В предыдущих исследованиях показано, что шизофрения не моногенное заболевание, и за его развитие отвечает целая группа генов и генетических вариаций. Как отмечает Edward Scolnick из Психиатрического исследовательского центра Стенли при Главном госпитале штата Массачусетс и Гарвардской медицинской школы в Бостоне, расшифровка генетических вариаций, связанных с шизофренией и МДП, позволит в конечном итоге "улучшить диагностику и лечение этих заболеваний".

03.07.2009