Обмен генетической информацией бактерии с вирусом увеличивает её жизнеспособность

Исследователи из Техасского университета (Texas A&M University’s Artie McFerrin, Department of Chemical Engineering) выяснили механизм взаимоотношений бактерий и проникающих в них бактериофагов.

После того как вирус внедрился в бактериальную клетки возможен обратный поток генетической информации — бактерии включают ДНК фагов в свои хромосомы. Эта новая комбинация генетического материала может увеличивать способность бактерий к выживанию.

В ходе исследований группа учёных под руководством профессора Томаса Вуда (Thomas K. Wood) проследила механизм, регулирующий процесс обмена генетической информацией между бактерией и вирусом. Так, в ходе экспериментов на Escherichia coli выяснилось, что намного быстрее способны развиваться бактерии, содержащие в своём геноме 25 определённых фрагментов внедрившегося бактериофага. Если эти фрагменты удалить, то скорость роста бактерии замедляется в пять раз.

Бактериальная клетка сама решает нужно ли ей встраивать этот фрагмент. Это происходит путём активации гена, отвечающего за синтез белка Hha. Присутствие этого белка увеличивает скорость метаболический процессов, но уменьшает подвижность клетки, что нежелательно, например, при изменении условий окружающей среды. Включение в бактериальный геном фрагментов вируса увеличивает способность к размножению, стимулируя образование так называемых биоплёнок (пластов клеток, соединенных вместе слизистым веществом, выделяемым самими бактериями).

Дальнейшая цель учёных — научится регулировать процессы формирования биоплёнок путём манипуляций синтезом белка Hha.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature