«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Решение Ученого Совета Академии от 07 ноября 2008 года

« 07 » ноября 2008 г.                                                                                                                                                  Протокол № 09

« О развитии системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре Академии»

Заслушав и обсудив доклад Проректора по научной работе, академика РАМН, профессора С.В.Грачева Ученый совет Московской медицинской Академии им.И.М.Сеченова отмечает, что стратегия инновационного развития России на перспективу базируется на оптимальном решении кадровой проблемы в научно-техническом комплексе страны и является важнейшей задачей государственной научно-технической политики Российской Федерации на среднесрочный период.

Решение задачи удовлетворения потребностей здравоохранения, медицинской науки и высшей школы в высококвалифицированных и компетентных специалистах в соответствии с развитием науки неразрывно связано с необходимостью совершенствования организации послевузовского профессионального образования научно-педагогических кадров в докторантуре и аспирантуре.

В утвержденной Правительством России на 2008-2012 годы Федеральной целевой программе « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» поставлены новые задачи по эффективному воспроизводству научно-педагогических кадров и обеспечению координации мер государственной поддержки и социальной защиты кадров науки и высшего образования.

Многолетний успешный опыт в организации подготовки специалистов в аспирантуре и докторантуре для медицинской отрасли, высокий научный потенциал профессорско-преподавательского и научного коллектива Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, позволяет обеспечивать потребности вуза, учреждений науки и практического здравоохранения высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, а также постоянно совершенствовать систему обеспечения качества послевузовского профессионального образования.

Повышение уровня научной и научно-педагогической квалификации в аспирантуре и в качестве соискателя ученой степени проводится в Академии по 74 научным специальностям ряда отраслей науки.
Подготовка специалистов в докторантуре осуществляется по 16 научным специальностям.
В настоящее время в Академии обучаются 525 аспирантов, граждан РФ и 109 иностранных граждан из 26 стран, в том числе и по государственному контракту. Ежегодно над докторскими диссертациями работают более 40 докторантов и соискателей ученой степени доктора наук.
В Академии действует система подбора кандидатов для обучения в очной и заочной (бюджетной и целевой) аспирантуре из числа студентов, выпускников клинической ординатуры Академии, представителей практического здравоохранения, выпускников других медицинских вузов страны.

ММА им. И.М.Сеченова является центром для подготовки медицинских кадров высшей квалификации в докторантуре. Персональное зачисление в докторантуру Академии осуществляется по решению Ученого совета Академии. На протяжении последних лет сохраняется тенденция к сокращению числа заявок на очную форму обучения в докторантуре и возрастает численность соискателей докторской ученой степени.
В последние годы отмечается стабилизация численности аспирантов и соискателей ученых степеней, обучающихся в Академии, с преобладанием очной формы обучения в аспирантуре.
Московская медицинская Академия является ведущим в стране центром по целевой подготовке специалистов в аспирантуре и докторантуре для учебных и научных учреждений многих регионов Российской Федерации. Ежегодно свыше 20 врачей и провизоров поступает на обучение в аспирантуру Академии.
Интеграция аспирантуры Академии в международное образовательное пространство стало существенным фактором в расширении российского рынка образовательных услуг, а также повышении престижа наших молодых специалистов, исследователей и преподавателей. В последнее время 26 аспирантов Академии прошли стажировку в ведущих университетах Европы и Америки.

Подготовка специалистов в аспирантуре осуществляется в соответствии с Временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 640 по Государственным образовательным стандартам, а также по индивидуальным планам. Обеспечивается подготовка аспирантов по дополнительной программе «Преподаватель высшей школы».
Сотрудниками академии разработаны и утверждены в Минздравсоцразвитии РФ два Государственных образовательных стандарта послевузовского профессионального образования по отрасли- 14.00.00 «Медицинские науки» и по отрасли -15.00.00 «Фармацевтические науки».

В Академии разработана и внедрена современная структура основной образовательной программы подготовки аспирантов ММА им.И.М.Сеченова, которая предусматривает подготовку молодых научно-педагогических кадров по образовательно-профессиональным дисциплинам, факультативным дисциплинам и организации выполнения диссертационных исследований.

В Академии созданы необходимые условия для освоения аспирантами основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по истории и философии науки, иностранным языкам и специальным дисциплинам отраслей наук и научной специальности. Проведена организационно-методическая работа по введению преподавания новой учебной программы для аспирантов и соискателей - " История и философия науки" и издан оригинальный учебник по этой дисциплине. Подготовку аспирантов проводят преподаватели кафедры Философии и политологии, прошедшие специальную подготовку по истории и философии науки на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Сотрудниками Академии в рамках национального проекта «Образование» и создания инновационного образовательного пространства ММА им.И.М.Сеченова проводится комплексная работа по оптимизации и стратегическом планировании подготовки инновационных кадров в системе послевузовского образования для медицинской отрасли в аспирантуре и докторантуре.
На основе утвержденных ВАК России программ- минимумов кандидатского экзамена кафедрами разработаны и внедрены дополнительные учебные программы дисциплин и рабочие учебные планы подготовки аспирантов по научным специальностям.

С целью совершенствования качества образовательной подготовки аспирантов и соискателей в ММА им. И.М.Сеченова создан новый факультет дополнительного профессионального образования преподавателей.
На протяжении последних лет в Академии лидирующее положение занимает подготовка специалистов в области медицинских и фармацевтических наук. Показатели выполнения аспирантами индивидуальных планов подготовки, которые включают в себя апробацию диссертации и ее защиту в установленные сроки, составляют в среднем более 60%, что в два раза выше чем по стране.
Увеличился приток врачей и провизоров в Академию из практического здравоохранения на подготовку кандидатских диссертаций в форме соискательства.

В Академии организована подготовка научно-педагогических кадров и обучение аспирантов и докторантов на основе договоров с юридическими и физическими лицами.

Ежегодно возрастают суммы денежных средств, поступающих в Академию за этот вид деятельности. Это позволяет частично решить вопросы материально-технического оснащения учебного и научного процесса в ряде подразделений и повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава научно-педагогических коллективов Академии.
На факультетах и НИИ Академии с молодыми кадрами работают наиболее высококвалифицированные специалисты, академики и члены корреспонденты Российской академии медицинских наук, других российских и зарубежных академий, доктора и кандидаты наук, заслуженные деятели науки Российской Федерации, лауреаты Государственных премий. Научно-педагогические кадры готовятся также на кафедрах, расположенных на базах ведущих научно-исследовательских центров и институтов Москвы. На договорных началах Академия сотрудничает с лечебно-профилактическими и аптечными учреждениями, центрами и институтами РАМН.

По решению Ученого совета Академии аспирантам-выпускникам на заседаниях ученых советов факультетов, НИЦ и НИИ вручаются специальные именные свидетельства об окончании обучения, что позволяет поднять престиж молодого специалиста. Ежегодно лучшие аспиранты побеждают в конкурсе на соискание стипендии Президента РФ для обучения за рубежом и награждаются дипломами Ученого совета Академии за досрочное освоение учебной программы и успешную защиту кандидатских диссертаций, а их научные руководители отмечаются благодарственными письмами ректора Академии.

Включение в состав Академии пяти специализированных НИИ дало возможность использования докторантами и соискателями научных баз и проведения больших объемов экспериментальных научных исследований, целевого финансирования тем. В настоящее время Академия обладает достаточным арсеналом современного научного и уникального диагностического оборудования, которое дополняется путем развития комплексов междисциплинарных поисковых исследований на основе укрепления кооперационных связей научных организаций.

Подготовка специалистов в аспирантуре на кафедрах и НИИ позволяет интегрировать науку и образование, создать систему неразрывного единства учебного и научного процессов, улучшить инфраструктуру и оптимально использовать уникальные возможности научно- образовательного комплекса Академии.
В Центральной научной медицинской библиотеке Академии для аспирантов, докторантов и соискателей организован бесплатный выход в Интернет, что обеспечивает доступ ученых к отечественным и зарубежным информационным материалам.

Внедрена система менеджмента качества (СМК) в подготовку специалистов в аспирантуре и докторантуре, которая предусматривает введение электронного документооборота в делопроизводство, системы учетной и отчетной документации по послевузовскому профессиональному образованию. Разработан пакет документов по организации работы отдела аспирантуры и докторантуры, структурных подразделений Академии с аспирантами, докторантами и соискателями.

Вместе с тем Ученый совет Академии отмечает, что важным звеном в поддержке молодых научно-педагогических кадров в реализации перспектив их научного и карьерного роста должна стать адресная поддержка финансирования выполнения научных тем, выделение докторантам и аспирантам средств по контрактам и грантам. Эти вопросы необходимо рассматривать при определении первоочередных задач перспективной кадровой политики кафедр и факультетов, а также они должны найти свое отражение при заключении трудовых контрактов (договоров) при прохождении конкурсов на вакантные места для научных руководителей и консультантов молодых ученых.
Целесообразно продолжить работу по созданию в Академии системы долгосрочного перспективного планирования потребности в подготовке кадров по отраслям научных специальностей и подбора кандидатов в аспирантуру и докторантуру на бюджетные места, для факультетов и НИИ. Необходимо шире использовать возможности целевой и договорной (контрактной) формы подготовки специалистов, усилить правовую ответственность сторон.
Крайне важно повысить ответственность Ученых Советов факультетов и НИИ, руководителей структурных подразделений и научных руководителей аспирантов и соискателей ученых степеней за качество подготовки и своевременное выполнение планов подготовки диссертационных работ, освоение образовательной и специальных программ подготовки.

Ученый совет постановляет:
1.Одобрить работу коллектива Академии по решению задач подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для высшей медицинской школы, учреждений науки и практического здравоохранения в аспирантуре и докторантуре Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова.
2. Принять участие в реализации Федеральной целевой программы
« Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2008-2012 г.
Отв: деканы факультетов, директоры НИИ, НИЦ, Клинического центра Академии, руководители структурных подразделений Академии.
3. Сформировать перспективный план подготовки кадров по отраслям научных специальностей в аспирантуре, докторантуре и соискательстве ученых степеней для восполнения кадрового состава и вакансий структурных подразделений Академии на период 2009-2012 год.
Отв. - проректор по научной работе С.В.Грачев, деканы факультетов, директоры НИИ, НИЦ, Клинического центра Академии.
Срок - II квартал 2009 г.
4.Оптимизировать содержание основной образовательной программы подготовки аспиранта Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова по отраслям: «Медицинские науки», «Фармацевтические науки», «Биологические науки», «Психологические науки», «Педагогические науки» с учетом необходимости внедрения инновационных технологий в подготовку научно-педагогических кадров и получения дополнительной профессиональной квалификации «Преподаватель высшей школы».
Отв. проректоры С.В.Грачев, Л.Ю. Юдина, декан факультета ФДПОП, В.И.Подзолков, начальник отдела аспирантуры и докторантуры В.Д.Кузнецов.
Срок - III квартал 2009 г.
5. Разработать и представить на утверждение Ученого совета Академии предложения по оптимизации сети диссертационных советов.
Отв. - проректор С.В.Грачев, ученый секретарь Совета Д.А.Напалков Срок - III квартал 2009 г.

Председатель Ученого совета М.А. Пальцев

Ученый секретарь Совета
Д.А. Напалков


18.11.2008

Привязка к разделам:  Ученый совет

Назад