Ученые собрали внутри живой клетки работающий компьютер

Американские ученые собрали из молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК) компьютер, способный выполнять логические операции, работать внутри живой клетки и реагировать на сигналы извне и изнутри нее, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Устройство, которое может обрабатывать информацию, находясь внутри живой клетки, может найти широкое применение в биотехнологических системах и в медицине, в том числе в диагностике рака и доставке лекарств в нужную точку организма.

Авторы исследования, биологи из Калифорнийского технологического института Маун Ньян Вин (Maung Nyan Win) и Кристина Смолк (Christina Smolke), собрали биокомпьютер, работающий внутри клетки дрожжей независимо от органов самой клетки.

Для его создания они использовали короткий фрагмент РНК - молекулы, передающей генетическую информацию в клетке - способный присоединяться к определенным видам молекул (аптамер). Он играл роль приемника входящего сигнала. Молекула ферментативной РНК трансформировала этот сигнал, а специальная молекулярная последовательность, состоящая из двух частей, работала как трансмиттер.

Эта система имеет модульную структуру - из набора таких фрагментов могут быть созданы логические вентили и логические блок-схемы, которые соответствуют обычным электронным компьютерам.

17.10.2008