Обнаружен новый механизм наследования диабета

Новое исследование, результаты которого были опубликованы в журнале the Journal of Lipid Research, указывает на существование до сегодняшнего дня неизвестной формы наследственной передачи диабета, из-за которой среди заболевших весьма велик процент детей и подростков.

Главный механизм наследственности – передача генетической информации с молекулами ДНК. Однако сегодня ученые начинают подходить к пониманию других, внегенетических механизмов наследственности, таких как метаболическое программирование, которое происходит в случае, если плод подвергается некому сильному воздействию либо внутриутробно, либо вскоре после рождения, что кардинально меняет его метаболизм, и изменения эти сохраняются в течение всей жизни.

В данной работе исследователи проверили эффекты диеты, богатой насыщенными жирами, на экспериментальных мышей и их потомство. Как и ожидалось, такая диета вызывала диабет II типа у взрослых мышей, что было обратимо в случае отмены диеты. Но самки мышей, которые во время беременности и кормления продолжали получать с пищей большое количество насыщенных жиров, давали потомство, у которого с повышенной частотой развивалось заболевание, даже если потомство содержалось в обычных условиях с обычным кормом. При скрещивании таких мышей со здоровыми животными, их мышата также с повышенной частотой заболевали диабетом II типа.

Поскольку исследование было проведено на мышах, авторы не спешат предупреждать женщин о вредности высокожирной диеты и необходимости изменять привычки в еде во время беременности и кормления. То, что подобный механизм наследственности существует у человека, не очевидно и пока не показано. Однако известно, что недоедание матерей статистически достоверно повышает вероятность развития гипертензии и сердечнососудистых заболеваний у их детей.

Оригинальная статья: Gniuli et al. Effects of high-fat diet exposure during fetal life on type 2 diabetes development in the progeny. The Journal of Lipid Research, 2008; 49 (9): 1936 DOI: 10.1194/jlr.M800033-JLR200