Лейкоциты сражаются с бактериями с помощью "катапульт" из ДНК

Один из типов белых клеток крови - эозинофильные лейкоциты (или гранулоциты) - используют молекулы ДНК как своеобразные "катапульты" для борьбы с бактериями, говорится в статье опубликованной группой американских и швейцарских ученых в журнале Nature Medicine.

Ханс-Уве Симон (Hans-Uwe Simon) из университета Берна, Джеральд Глейч (Gerald Gleich) из университета Юты и их коллеги обнаружили, что эозинофильные лейкоциты при контакте с бактериями могут выбрасывать наподобие катапульты митохондриальную ДНК, формируя сеть, которая захватывает и убивает бактерию.

"Это удивительное открытие. Молекула ДНК выбрасывается из клетки меньше чем за секунду", - говорит профессор Глейч, слова которого приводятся в сообщении университета Юты.

Ранее ученым было известно, что эозинофильные лейкоциты, которые составляют от 1% до 3% от общего количества белых кровяных клеток, являются частью механизма, защищающего человека от бактерий. Но их точная роль в иммунной система оставалась неясной.

В отличие от других белых кровяных телец, которые распределены по всему телу, эозинофилы обнаруживаются только в некоторых областях, в частности, в пищеварительном тракте.

Прежние исследования показало, что эозинофилы выделяют токсичные белковые гранулы, которые убивают болезнетворные бактерии.

Авторы нового исследования обнаружили, что при появлении инфекции в организме эозинофилы быстро выбрасывают митохондриальную ДНК. Вместе с белковыми гранулами она формирует сеть, которая может поймать и убить бактерию.

Токсичные белки, выделяемые эозинофилами, могут наносить вред самому организму, вызывая поражение тканей и воспаление. В частности, воспалительные явления при некоторых формах астмы вызывают эозинофилы.

Прежние исследования показали, что другой тип белых кровяных телец - нейтрофилы - также способны выбрасывать ДНК и белковые гранулы для поражения бактерий, однако в этом случае ДНК выбрасывается из ядра клетки, что приводит к гибели нейтрофила. Эозинофилы способны выжить после такой операции, так как выбрасывают ДНК из митохондрий.

В дальнейшем исследователи намерены выяснить механизмы, позволяющие клеткам выбрасывать ДНК так быстро.

18.08.2008