Ученые превратили сальмонеллу в средство лечения

Американские ученые превратили сальмонеллу в средство лечения, "научив" ее доставлять вакцину к тканям организма, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Бактерии рода Salmonella вызывают сальмонеллез - острую инфекционную болезнь, приводящую к тяжелым поражениям желудочно-кишечного тракта.

"Наша цель состояла в том, чтобы сконструировать, соорудить и оценить эффективность системы доставки антигенов на базе живых бактерий (с использованием сальмонеллы)", - говорит один из участников исследования, профессор Аризонского университета Рой Кертис (Roy Curtiss), которого цитируют в сообщении университета.

По его словам, авторы исследования вывели штамм сальмонеллы, неспособный вызывать симптомы сальмонеллеза. При этом бактерии были модифицированы так, что могли доставлять в ткани организма антигены к другим бактериям (в данном случае это была одна из разновидностей стрептококка, вызывающая пневмонию) и формировали таким образом иммунную защиту организма, как это делают вакцины.

"Мы полагаем, что разработанная нами система доставки вакцин будет эффективным и безопасным средством для предотвращения болезней у животных и людей", - считает Кертис.

Говоря о возможных применениях метода, руководитель исследовательского проекта Вэй Кун (Wei Kong) отмечает, что он безопаснее традиционной вакцинации.

"Если мы попытались использовать в качестве вакцины живые бактерии Streptococcus pneumoniae, вызывающие пневмонию, мы убили бы пациента", - говорит она.

В эксперименте генетически модифицированная бактерия Salmonella enterica заселяла ткани и вырабатывала белки Streptococcus pneumoniae, что вызывало начало производства антител и формирование иммунной защиты от стрептококка. В отличие от современных вакцин, этот метод позволяет создать в организме пациента собственную "фабрику" защитных антигенов.

По словам Кертиса, это значительно сократит стоимость вакцинации и сделает возможным применение метода в развивающихся странах.

16.07.2008