Расшифрован белок, восстанавливающий ДНК опухолевых клеток

Группа исследователей из Чикагского Университета (University of Chicago) расшифровала трехмерную структуру белка, который восстанавливает ДНК опухолевых клеток в случае ее повреждений. Он репарирует повреждения, которые могут быть результатом противораковой терапии. В статье, опубликованной 24 апреля 2008 года в журнале Nature, ученые также предложили возможную структуру молекулы, которая могла бы подавлять активность защитного белка опухолевой клетки, увеличивая эффективность противораковой терапии.

Работа была проведена под руководством профессора химии Хуана Хе (Chuan He). В ней была впервые определена кристаллическая структура двух белков, репарирующих двунитевые молекулы ДНК: бактериального протеина AlkB и гомологичного ему протеина человека, ABH2.

Бактериальный белок может связываться как с однонитевыми, так и с двунитевыми молекулами ДНК, однако для связывания с однонитевыми молекулами требуется меньше энергии, соответственно, оно происходит более активно. По этой причине все предыдущие исследования касались взаимодействия белка AlkB именно с однонитевыми молекулами ДНК.

Как AlkB, так и человеческий белок ABH2 восстанавливают повреждения, нанесенные ДНК различными алкилирующими агентами, использующимися в терапии рака. Алкилирование состоит в присоединении к молекуле ДНК определенных химических групп, что приводит к гибели быстро пролиферирующих раковых клеток.

Белки из семейства ABH2 также отвечают за активацию и супрессию некоторых генов, за деметилирование ДНК и проч. Исследователи планируют продолжить работу с целью поиска специфических ингибиторов и активаторов AlkB и ABH2.

Структура белков AlkB и ABH2. ABH2 активен как в здоровых, так и в злокачественных клетках. Он слабо связывается с ДНК, поэтому расшифровать его структуру традиционными методами весьма сложно. Однако теперь, когда его структура расшифрована, можно подобрать его специфические ингибиторы.

По материалам: EurekAlert!