Ученые создали "карту" белков человеческой слюны

Американские ученые создали "карту" белков человеческой слюны, что существенно упростит диагностику различных заболеваний

Ученые ряда американских научно- исследовательских центров завершили создание "карты" протеинов слюны человека, выделив 1116 типов белка. Это открытие позволит медикам проводить всевозможные клинические анализы без забора крови пациентов, отмечается в совместном докладе исследователей из Медицинского центра Рочестерского университета, Южнокалифорнийского университета, Калифорнийских университетов в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и Научно- исследовательского института Скриппса.

"Около 20 проц найденных в слюнных железах белков одновременно находятся в крови человека", - говорит Фрэд Хейган, сотрудник Медицинского центра Рочестерского университета, один из авторов исследования. Это позволит широко использовать протеины слюны для диагностики различных заболеваний, таких, как рак, болезни сердечно-сосудистой системы, диабет и многих других недугов, уточняет ученый.

Если геном - это знание набора тех или иных генов, предоставляющее возможность ими "манипулировать", то знание о протеоме слюны /совокупности белков-протеинов/ позволит управлять процессами, происходящими в тканях и клетках человеческого организма, поясняет Хейган.

Ранее ученые смогли идентифицировать некоторые белки, находящиеся в слюне человека, обнаружив их связь с такими дегенеративными страданиями, как болезни Альцгеймера, Гантингтона и Паркинсона. Выделены протеины, с помощью которых возможна диагностика ряда онкологических заболеваний, таких как рак легких, толстого и тонкого кишечника, поджелудочной железы, а также диабета.

Большинство выделенных протеинов являются своего рода сигналами для обнаружения "неполадок" в ряде систем человеческого организма, отмечает Хейган. Работа ученых ускорит поиск путей по выявлению скрытых на первых взгляд заболеваний. Уже существует методика диагностики с помощью слюны антител, характерных для таких заболеваний, как СПИД, гепатит, говорит исследователь, а "карта" протеинов существенно поможет работе в этом направлении. По мнению ученых, значительно упростится диагностика наркомании, поскольку обнаружить следы наркотика гораздо проще и быстрее в слюне, чем в крови или моче.

07.04.2008