Курение необратимо меняет экспрессию генов

Курение необратимо меняет уровень экспрессии некоторых генов. Это открытие частично объясняет тот факт, что бывшие курильщики больше подвержены риску развития рака легких, чем никогда не курившие люди.

Канадские ученые Онкологического агентства провинции Британская Колумбия, работающие под руководством Вана Лама (Wan L. Lam) и Стивена Лама (Stephen Lam), проанализировали 24 образца ткани легких курильщиков и бросивших курить людей. На основе результатов анализа, проведенного с помощью метода серийного анализа экспрессии генов, позволяющего идентифицировать профили генной активности, они создали библиотеки изучаемых генов.

В каждый конкретный момент времени в активном состоянии находятся только около 20% генов клетки. Изменения в окружающей среде, в том числе курение, приводят к изменениям в профиле генной активности. Авторы установили, что некоторые из этих изменений необратимы, в то время как другие исчезают при прекращении курения. Обратимые изменения активности в основном характерны для генов, определяющих способность клеток нейтрализовать и выводить ксенобиотики (не синтезируемые организмом соединения), метаболизм нуклеотидов и секрецию слизи. Некоторые гены, обеспечивающие восстановление повреждений ДНК, необратимо повреждаются при курении, которое также блокирует активность генов, способствующих предотвращению развития рака легких.

Авторы идентифицировали ряд ранее не ассоциировавшихся с курением генов, которые в легких курильщиков находятся в активном состоянии. Один из этих генов, CABYR, по-видимому, участвующий в поддержании движения ресничек легочного эпителия, необходим для обеспечения подвижности сперматозоидов и ассоциирован с раком головного мозга. Ученые также поделили гены, участвующие в восстановлении и регенерации дыхательных путей, на три группы в соответствии с характером изменений их активности: обратимые (TFF3, кодирующий структурный компонент слизи; CABYR, экспрессию которого в бронхах авторы выявили впервые), частично обратимые (кодирующий муцин MUC5AC) и необратимые (GSK3B, участвующий в регуляции механизма работы гена COX2). Эти результаты подтвердились при анализе образцов второй когорты курящих, бывших курильщиков и никогда не куривших людей.

Обнаружение генов и связанных с ними функций, активность которых не восстанавливается даже после отказа от курения, объясняет высокую вероятность развития рака легких у бывших курильщиков. Согласно данным статистики, 85% случаев рака легких связано с курением, а 50% пациентов с впервые диагностированным раком легких имеют в анамнезе историю курения.

Статья Raj Chari et al. «Effect of active smoking on the human bronchial epithelium transcriptome» опубликована 29 августа в on-line версии журнала BMC Genomics.

31.08.2007