«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Свет медицины в «темные века»

Свет медицины в «темные века»

Историки считают, что современному обществу не помешало бы поучиться у средневековья гуманизму

В вопросах, связанных с человеческим телом, «темные века» были намного более просвещенными, чем принято думать. Люди, жившие в Европе в раннее средневековье (IV-XII вв. н.э.) на самом деле отличались прогрессивными взглядами на болезни – ведь болезни были обыденным делом и быстро распространялись по свету, говорится в исследовании, представленном, как сообщает Live Science, на недавней исторической конференции. Больных людей не избегали, они не были изолированы – напротив, факты свидетельствуют о том, что они были интегрированы в общество, и окружающие заботились о них.

«Темные века» были не были уж темными», - полагает историк из Ноттингемского университета Кристина Ли, одни из организаторов второй конференции «Болезнь, нетрудоспособность и медицина в Европе в раннее средневековье». «Вопросы, на который нам следует ответить: считалась ли болезнь проблемой, что классифицировалось как «нетрудоспособность», что значило быть больным человеком? Ответ на эти вопросы не должен быть расплывчатым». Те ответы, которые прозвучали на конференции, бросают вызов традиционному отношению к «темным векам» как к периоду, когда все определялось антинаучными церковными доктринами.

Болезни случаются с каждым

О методах лечения в «темные века» известно очень мало, поскольку законодательство того времени не затрагивало эту сферу, и письменных свидетельств не сохранилось. Однако считать, что методы лечения были отсталыми и основанными на суевериях, было бы ошибкой. Поскольку болезни были обычным делом, люди мирились с ними, и общались с больными людьми как всегда. «Родители, соседи, друзья рассказывали друг другу, где можно вылечиться, - сказала Ли. - Это было общепринято».

Прокаженных, которых в современных псевдоисторических фильмах показывают изолированными от общества людьми, часто хоронили с почестями. Найденные археологами аккуратные захоронения взрослых людей, страдавших синдромом Дауна, свидетельствуют о том, что в течение жизни окружающие заботились о них.

По мнению Ли, мироощущение людей средневековья было подчинено чувству, что болезнь – это обычное состояние, и сами они в любой момент могут заболеть. Современное общество, всецело поглощенное идеей «безупречности», может многому у них научиться. «Нам всем не помешало бы мыслить немного по-средневековому. Мы высокомерно считаем: «О, у нас есть антибиотики на любой случай», - сказала Ли, добавив, что серьезная эпидемия может случиться и в наши дни. «История учит нас, что это будет и что это возможно».

Болезни как причуды

Способ лечения всегда отражают доминирующие в обществе культурные нормы, полагает Ли. «Наше отношение к здоровью определяет наше отношение к телу», - говорит она. «В средние века, как и сегодня, отношение к болезням подчинялось влиянию своеобразной моды, в зависимости от того, какие из них считались самыми ужасными», - заявила Ли, пояснив, что одним из примеров «моды» она считает современное помешательство на птичьем гриппе. А вот ожирение, которое называют «эпидемией» нашего времени, в средние века могло быть признаком высокого благосостояния. Говоря об общепринятом убеждении, что люди средневековья во всем полагались на лекарей, Ли отмечает, что мы и сами все еще «блуждаем в потемках», и, подобно средневековым людям, «часто мы не понимаем, что с нами делают врачи - мы просто верим, что они нас вылечат».

Религия и другие духовные практики служили для населения средневековой Европы ориентиром в таких вопросах, как забота о собственном здоровье и здоровье других, но люди не всегда слепо верили в Бога. «Некоторые тексты эпохи средневековья пропагандируют идею, что здоровье связано с духовными качествами человека, - отметила Ли. - Впрочем, всегда была и определенная пропаганда со стороны церкви». В «темные века» наиболее прогрессивные области науки изучались в монастырях, где монахи пытались понять сущность всех божественных творений, и в том числе, загадки человеческого тела. Для этого они обращались к методам целителей.

«Забота о больных людях, каковы бы ни были причины такой заботы, - это важное мерило тех процессов, которые происходят в культуре, - считает Ли. - Я думаю, что отношение к слабым, - это главная характеристика любой цивилизации».


26.07.2007

GZT.ru


Привязка к разделам:  Новости науки

Назад