Противогрибковый препарат пригоден для лечения рака

Препарат гризеофульвин (griseofulvin), применяемый для лечения грибковых поражений кожи, нарушает процесс деления раковых клеток и приводит к их гибели.

Для опухолевых клеток характерны нарушения процесса расхождения хромосом во время деления. Обычно подобные аномалии приводят к гибели клеток, однако злокачественным клеткам удается избежать этого с помощью определенного механизма.

Нормальные клетки имеют две специализированные цитоплазматические структуры – центросомы, к которым во время деления клетки прикрепляется митотическое веретено, осуществляющее распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Опухолевые клетки часто имеют более двух центросом, что обычно приводит к формированию вместо нормального веретена деления нефункциональных многополюсных структур. Деление генетического материала происходит при этом случайным образом, а формирующиеся дочерние клетки, как правило, нежизнеспособны.

Некоторые опухолевые клетки разработали механизм, с помощью которого им удается выживать даже при таком аномальном делении. Для этого центросомы объединяются в два конгломерата, между которыми формируется функционирующее биполярное митотическое веретено.

Ученые Гейдельбергского университета (Германия), работающие под руководством профессора Альвина Кремера (Alwin Krämer), предположили, что для уничтожения опухолевых клеток можно блокировать агрегацию центросом.

В результате целенаправленного поиска выяснилось, что перспективным противоопухолевым препаратом является гризеофульвин, используемый для лечения грибковых поражений кожи. Его применение приводит к формированию в опухолевых клетках многополюсных веретен, фатальным нарушениям процесса деления и запуску запрограммированной клеточной гибели (апоптоза). При воздействии препарата на здоровые клетки подобных нарушений не наблюдается.

В настоящее время исследователи работают над созданием химических аналогов гризеофульвина, обладающих более выраженными противоопухолевыми свойствами. Они считают, что внедрение подобных препаратов в медицинскую практику значительно повысит эффективность лечения онкологических заболеваний.

Статья Blanka Rebacz et al. «Identification of Griseofulvin as an Inhibitor of Centrosomal Clustering in a Phenotype-Based Screen» опубликована в журнале Cancer Research от 1 июля.

По материалам ScienceDaily.