«Мир РНК» мог появиться во льдах

Гипотеза о том, что жизнь на Земле началась с появления способных к саморепликации молекул РНК, является если не общепринятой, то широко распространенной. Возможно, появление таких молекул произошло не в глине на берегу теплого моря, как считают большинство сторонников этой гипотезы, а во льдах полярных морей.

Об этом говорит новое исследование, проведенное германскими химиками (публикация «Adenosine residues in the template do not block spontaneous replication steps of RNA» в журнале Chemical Communications).

Как выяснили Клеменс Рихерт (Clemens Richert) и Стефани Фогель (Stephanie Vogel) из Института органической химии при Университете Карлсруэ (Universität Karlsruhe, земля Баден-Вюртемберг), даже самые ответственные этапы самопроизвольной репликации РНК могут протекать в отсутствие обычных ферментов. Рихерт отмечает, что обнаружение этой самопроизвольной репликации и есть то самое звено, которое определяет переход от неживой материи к жизни. К сожалению, все попытки воспроизведения самопроизвольной репликации «в пробирке» до сих пор оказывались неудачными.

В настоящее время репликация нуклеиновых кислот в клетках осуществляется посредством каталитического воздействия ферментов-полимераз, однако в какой-то момент добиотической истории репликация нуклеиновых кислот могла происходить и без участия ферментов. «Вероятно, РНК была самой первой кодирующей системой, – говорит Рихерт. – Проблема, однако, состояла в том, что не удавалось получить самопроизвольное построение цепочек, содержащих аденозиновые остатки».

В системе Рихерта репликации РНК способствуют сразу три фактора: активаторы, стимулирующие рост нуклеотидной цепи, вспомогательная РНК, ответственная за репликацию аденозиновых областей, и, наконец, низкая температура, обеспечивающая увеличение выхода нуклеотидной копии. Точно подобранные условия позволяют без фермента в замороженной смеси построить цепочку, содержащую не менее трех аденозидных остатков даже при самой неудачном стечении обстоятельств в ходе эксперимента.

Крис Гринвелл (Chris Greenwell), эксперт в области добиотической химии из британского Университета Уэльса (University of Wales, г.Бангор) согласен с тем, что эти эксперименты позволяют преодолеть серьезные препятствия на пути к получению репликаций, вызванные наличием аденозидных остатков, и считает гипотезу, выдвинутую немецкими специалистами (о возможности добиотической репликации в условиях полярных льдов, где замороженное море могло предоставить все необходимые для зарождения жизни реагенты) вполне корректной.

По материалам grani.ru