Новая функция антисмысловых РНК

Открыта новая функция антисмысловых РНК: они соревнуются с рибосомами за места связывания на информационных РНК (иРНК), отличные от мест начала синтеза аминокислотной цепочки, и таким образом предотвращают запуск синтеза белков.

Для обеспечения процессов роста и деления клетки постоянно синтезируют из свободных аминокислот новые белки. Синтез осуществляется клеточными органеллами – рибосомами, которые, двигаясь вдоль цепочки информационной РНК, считывают закодированную в ней информацию и транслируют ее в последовательность аминокислот.

Ранее считалось, что короткие цепочки РНК, так называемые антисмысловые РНК, могут подавлять активность генов путем блокирования считываемого рибосомой кода. В экспериментах на бактериях продемонстрировано, что в этом случае антисмысловые РНК прикрепляются к иРНК в местах начала синтеза аминокислотной цепочки.

Ученые университета Упсалы, работающие под руководством профессора Герхарта Вагнера (Gerhart Wagner), обнаружили совершенно новый механизм блокирования синтеза белка с помощью антисмысловых РНК.

Оказывается, что если рибосома не может прикрепиться к иРНК в месте начала синтеза, она соединятся с «запасным» центром связывания и дожидается освобождения необходимого ей участка от антисмысловой РНК. Авторы установили, что существуют антисмысловые РНК, способные связываться с такими «запасными» участками иРНК, что полностью блокирует белковый синтез.

Пока неясно, имеет ли открытие этого механизма какое-либо практическое значение, однако оно проливает свет на фундаментальные процессы, лежащие в основе жизни, которые изучены еще далеко не полно.

По материалам ScienceDaily.