«Ген долголетия» продлевает жизнь при нехватке пищи

Американские исследователи обнаружили ген, отвечающий за увеличение продолжительности жизни при жестком ограничении потребления калорий. Открытие позволяет по-новому взглянуть на феномен, известный на протяжении последних 70 лет.

О том, что существенное сокращение калорийности корма при сохранении базовых питательных элементов способно повысить продолжительность жизни лабораторных животных почти в полтора раза, ученым известно с 30-х годов прошлого века. Данный эффект был неоднократно подтвержден в опытах с круглыми червями, дрозофилами, а также млекопитающими - мышами, собаками и обезьянами, однако обеспечивающие его биологические механизмы оставались неизвестными. Влияние пониженного потребления калорий на замедление процессов старения у людей пока считается неподтвержденным.

Ученым из американского Института биологических исследований Салка удалось обнаружить «ген долголетия» у круглых червей-нематод. Известно, что относительно короткий жизненный цикл этих существ значительно продлевается при ограничении питания. По мнению биологов, как и в случае с другими животными, это явление является механизмом адаптации, помогающим червям пережить период бескормицы и дождаться оптимальных условий для продолжения рода.

Тем не менее, нематоды, лишенные гена под названием PHA-3, жили при ограничении питания ничуть не дольше, чем в нормальных условиях. Искусственная стимуляция экспрессии PHA-3, напротив, приводила к дополнительному увеличению продолжительности жизни червей.

Человек и другие млекопитающие обладают тремя генами, близкими по структуре к PHA-3. Данная группа генов регулирует синтез гормона поджелудочной железы глюкогона, отвечающего за поддержание уровня глюкозы в крови. Ранее замедление процессов старения было принято связывать с генами, регулирующими выработку и функции другого гормона поджелудочной железы – инсулина.

В ближайшее время ученые намерены исследовать функции генов, близких к PHA-3, у других видов животных. Если эти исследования приведут к аналогичным результатам, это может стать новым косвенным подтверждением эффективности популярных ныне низкокалорийных диет. В то же время исследователи не исключают, что открытие молекулярных механизмов эффекта долголетия рано или поздно приведет к разработке лекарств, позволяющих продлить жизнь без изнурительных диет.

04.05.2007