Папарацци сняли ролик об интимной жизни фермента

Методика, разработанная французскими учеными, позволяет получать движущиеся изображения белков в процессе выполнения ими своих функций.

superoxide-reductasesuperoxide-reductase

На серии рисунков показано, как аминокислота лизин (желтый) связывает молекулу воды (голубой) и транспортирует ее к активному центру фермента для осуществления катализируемой реакции с супероксидом (красный).

Обычно исследователи изучают свойства белков, находящихся в неактивном состоянии. Это обусловлено техническими сложностями, связанными с изучением функционирующих белковых молекул. Французские ученые из European Synchrotron Radiation Facility и Institut de Biologie (Гренобль) сделали первый шаг на пути к преодолению этого барьера: они записали ролик, демонстрирующий бактериальный фермент супероксидредуктазу при исполнении обязанностей – нейтрализации токсичного супероксидного радикала.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности всем организмам приходится бороться с окислительным стрессом, вызываемым супероксидными радикалами. В организме человека около 2% вдыхаемого кислорода трансформируется с образованием этого токсичного соединения. Синтез супероксидных радикалов повышен при нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера, что усугубляет течение заболевания. Поэтому исследователи активно занимаются поиском препаратов, способных нейтрализовать супероксидные радикалы. Одним из таких средств может стать человеческий аналог изучаемой авторами бактериальной супероксидредуктазы, синтезированный благодаря информации, полученной с помощью разработанной авторами методики визуализации действующего фермента.

Чтобы снять свой микроролик, ученые с помощью специального оборудования проводили криозаморозку молекул фермента, находящегося в процессе реакции в трех различных состояниях. Для подтверждения того, что фермент находится в нужной фазе, использовали рамановскую спектроскопию, позволяющую определить наличие в белковой молекуле химических связей, характерных для каждой из стадий реакции. После этого образец изучали помощью синхротронного рентгеновского излучения.

Специалисты European Synchrotron Radiation Facility занимаются записью роликов о функционировании белков уже несколько лет, однако до сих пор это было возможно только с использованием молекул, возбуждаемых светом и устойчивых в кристаллической форме. Последнее достижение является не только не только технологическим успехом, но и подходом, позволяющим более детально изучать функционирование белков.

Статья Katona et al. «Raman-Assisted Crystallography Reveals End-On Peroxide Intermediates in a Nonheme Iron Enzyme» опубликована в журнале Science от 20 апреля 2007 года.

По материалам ScienceDaily.