«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

    Стратегические академические единицы

    0010.jpg
    Цели и назначение стратегических академических единиц университетов
     
    Ведущие российские университеты, являясь участниками глобального рынка образовательных услуг и исследовательских программ, стоят перед задачей максимизации своих конкурентных позиций. При этом особую сложность представляет ликвидация существенного разрыва между отечественными вузами и зарубежными лидерами по уровню научных исследований, качеству образовательных программ и эффективности системы управления. Фактически для сохранения претензий на активное участие в международной научно-образовательной повестке нашим университетам необходимо совершить качественный рывок и за короткий срок наверстать упущенные позиции российской высшей школы.

    Проект 5-100, инициированный в 2013 году, ставит перед университетами задачу по интенсивному развитию и наращиванию научно-исследовательского потенциала, а также приведению состава и качества образовательных программ и интеллектуальных продуктов к мировому уровню. По итогам первых двух лет реализации Проекта большинство участников продемонстрировало значимые достижения в области т.н. общесистемных преобразований (эффективный контракт, оптимизация оргструктуры и системы управления, поддержка публикационной активности и академической мобильности НПР и т.п.) Но вместе с тем руководство Проектом 5-100 отметило, что при существующем подходе вузы постепенно достигают предела роста и им требуются новые инструменты для поддержки развития.

    Очевидно, что единовременное изменение модели деятельности в масштабах всего университета – сложно выполнимая, требующая больших ресурсов задача. В этих условиях руководство Проектом 5-100 предложило участникам выделить отдельные структурные подразделения, характеризующиеся передовой научно-образовательной повесткой, эффективной внутренней системой управления и высокими показателями деятельности для приоритетной поддержки их развития. В дальнейшем данные подразделения должны выйти на безусловные лидирующие позиции в мире в рамках своих направлений деятельности и стать движущей силой, локомотивом развития всего университета. Для этой цели в начале 2016 г. Минобрнауки объявило дополнительный конкурс в рамках Проекта 5-100 на поддержку развития стратегических академических единиц (САЕ) вузов-участников.
    IMG_6585.jpg
    По итогам конкурса прямую финансовую поддержку Минобрнауки получили два стратегические академические единицы Первого МГМУ:
    САЕ 1 «Подготовка медицинских кадров нового поколения»
    В России и мире растет спрос на высококвалифицированных медицинских работников, обладающих новым набором квалификаций и компетенций. Медицинские кадры нового поколения должны обладать широким набором компетенций, в том числе широким междисциплинарным кругозором, навыками межличностного общения, командной работы, соблюдения этических норм и др. Возрастает роль научной и высокотехнологичной составляющей в компетенциях врача и применение принципов предиктивно-превентивной и персонализированной медицины.
    Формирование САЕ 1 позволит трансформировать образовательные программы Первого МГМУ для подготовки специалистов здравоохранения согласно современным требованиям и вызовам. Программа обучения будет выстроена с учетом глобальных тенденций по развитию персонализированной медицины. Это означает, что меняется подход к лечению: от борьбы с заболеванием и его последствиями в сторону профилактики заболеваний. Для развития компетенций выпускников в учебный процесс будет интегрирован ряд дополнительных дисциплин: этика, медицинская психология, доказательная медицина, сестринский уход, паллиативная медицина, право, здоровьесберегающие технологии, экономика здравоохранения и др.
    Особую роль в рамках САЕ 1 будет играть подготовка медицинских кадров по модели «clinician-scientist», необходимость которой обусловлена возросшей потребностью транслирования фундаментальных научных разработок в плоскость практического применения. Обучение по модели «clinician-scientist» будет включать:
    • Развитие системы научно-клинического менторства;
    • Привлечение обучающихся для выполнения научных и клинических исследований;
    • Разработку индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
    • Создание образовательного континуума, включающего высшее образование, послевузовское образование и курсы профессиональной подготовки.
    IMG_7687.JPGСАЕ 1 будет способствовать развитию инновационных методов обучения, включая симуляционные системы и тренажеры с виртуальной реальностью, а также внедрению технологий дистанционного образования.
    На первоначальном этапе Стратегическая академическая единица представлена Центром инновационных образовательных программ «Медицина будущего», включающим Лечебный факультет и Институт профессионального образования (ординатура и аспирантура). В процессе трансформации ЦИОП «Медицина будущего» будет преобразован в Международную школу персонализированной и трансляционной медицины при участии других вузов в форме консорциума. В 2016 году создано новое структурное подразделение – Международная кафедра превентивной, персонализированной и трансляционной медицины, которая осуществляет межфакультетскую координацию в рамках Международной школы персонализированной и трансляционной медицины. Первый МГМУ имени И.М. Сеченова выступил инициатором создания Международного консорциума, целью которого станет постадийное внедрение (трансляция) в практику здравоохранения и биофарминдустрии сегментов предиктивно-превентивной и персонализированной медицины (ПППМ) в едином пакете фундаментальных знаний и клинико-прикладного инструментария.
    В создании консорциума активное участие принимают ведущие российские и международные организации: МГУ имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (СПХФА), Московский технологический университет (МИРЭА), Университет Джона Хопкинса (Johns Hopkins University, США), Университет KAIST (Korea Advanced Institute of Science and Technology, Южная Корея), Гарвардский университет (Harvard University, США), Калифорнийский университет в Сан-Франциско (University of California in San-Francisco, США), Калифорнийский университет в Сан-Диего (University of California in San-Diego, США), Университет Дюка (Duke University, США), Мюнхенский технический университет (Technical University of Munich, Германия), Гейдельбергский университет (Heidelberg University, Германия) и др.
    IMG_8845.jpgРабота Школы направлена на реализацию новой модели медицинского образования. Программы обучения построены по модульному принципу. Формат обучения билингвальный. Помимо основных предметов, студентам предлагается изучить новые модули: фармакодизайн, постгеномные технологические платформы, лабораторно-диагностический инструментарий, трансляционные методы в биомедицине. Освоение теоретических и практических навыков дополнено возможностью выполнения научно-исследовательских и проектных работ. Обязательным компонентом образовательной деятельности является участие в международных конференциях, симпозиумах, стажировках в ведущих университетах мира.
    Трансляционный арсенал и идеология взаимодействия фундаментальной науки и практики преподаются с выходом на практического врача по специальности Лечебное дело и фармакодизайнера, фармакоаудитора, антрепренера фармакоплатформ биофарминдустрии и биоинженерии для выпускников специальности Фармация.
    По окончании выпускники получат два диплома: диплом Первого МГМУ имени И.М. Сеченова и диплом программы, аккредитованной в странах, участвующих в данном проекте. В 2016 году состоялся первый набор в Школу персонализированной и трансляционной медицины.
    Преимуществами обучения в Школе персонализированной и трансляционной медицины являются:
    • Получение образования уровня глобальных лидеров в системе практического здравоохранения, медицинской науки, контроля и надзора и организации и моделирования сетевых инфраструктур практического здравоохранения;
    • Получение наивысшего приоритета на рынке труда в секторе здравоохранения, как в России, так и в мире;
    • Получение диплома международного образца, признаваемого в мире.
    В рамках САЕ будет развит Банк здоровья и новые научные лаборатории по тематике предиктивно-превентивной и персонализированной медицины (PPPM).

    САЕ 2 «Формирование мультидисциплинарного хаба клинических и медицинских исследований»
    В рамках САЕ 2 Первый МГМУ создает междисциплинарную площадку с участием представителей научного, медицинского и образовательного сообществ, для борьбы со сложными социально значимыми заболеваниями и повышения качества жизни людей. Помимо фундаментальных исследований, САЕ 2 будет развивать трансляционные исследования, и разрабатывать технологии практического применения современных достижений науки. Также, в рамках данной САЕ будет осуществляться подготовка исследовательских кадров по направлениям: Медицинская биофизика, Медицинская биохимия, Биоинженерия и биоинформатика, Биотехнологии и др.
    С целью развития научно-исследовательского потенциала в рамках САЕ 2 на конкурсной основе будут созданы новые лаборатории и исследовательских центры по приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности. В рамках САЕ 2 будут интенсивно развиваться партнерские отношения с российскими и зарубежными вузами и высокотехнологичными компаниями.
    Основой для создания САЕ 2 стали существующие структурные подразделения университета: НИИ молекулярной медицины, НИИ Фармации, НИИ уронефрологии и репродуктивного здоровья человека, Факультет Фармации в 2016 году будут трансформированы в новые:
    • Институт молекулярной медицины, основная задача - разработка на основе современных методов молекулярной биологии и генной инженерии подходов к созданию препаратов нового поколения, их доклинические исследования и направление на клинические исследования, а также разработка методов для персонализированной превентивной и предективной диагностики.
    • Институт фармации и трансляционной медицины с Образовательным Департаментом для подготовки специалистов и исследовательских кадров международного уровня для фармацевтической отрасли,
    • Институт регенеративной медицины для создания интерактивных смарт-скаффолдов для тканевой инженерии, разработки математических моделей для прогнозирования в тканевой инженерии, исследований в области трёхмерной биопечати органов и тканей и др. Одним из стратегических аспектов развития ИРМ является тесное научно-образовательное сотрудничество с мировыми лидерами в области регенеративной медицины. Помимо научных исследований, ИРМ будет осуществлять образовательную деятельность. В рамках образовательных программ студенты старших курсов Первого МГМУ получат самые актуальные знания в области регенеративной медицины.
    • Институт уронефрологии.
    В рамках САЕ 2 будет создан Научно-образовательный центр «Трансляционная медицина» для консолидации управления САЕ и реализации междисциплинарных научно-образовательных проектов. К 2020 году будет сформирован международный кластер «Трансляционная медицина» с привлечением ведущих академических и научных организаций для развития в рамках данного направления.
     
    Международная школа персонализированной и трансляционной медицины