«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Образовательная деятельность

Судебная медицина – медицинская наука, изучающая медицинские и биологические вопросы, возникающие в процессе расследования или судебного разбирательства уголовных или гражданских дел. Дисциплина «Судебная медицина» является медицинской дисциплиной, которую изучают студенты на старших курсах, так как она призвана завершить образование будущего врача. Знание основ судебной медицины необходимо каждому врачу – выпускнику медицинских ВУЗов, так как это не только осмысление разносторонней врачебной деятельности в правовом отношении, но и грамотное выполнение им функций судебно-медицинского эксперта. Ст. 58 «Специалист» УПК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста - лица, обладающего специальными познаниями в определенной области науки, техники, искусства и ремесла к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. По существу данной статьи к следственным действиям может быть привлечен врач любой иной специальности.

Преподавание дисциплины «Судебная медицина» осуществляется на кафедре судебной медицины лечебного факультета в течение 11,12 семестров учебного года.

Конечная цель обучения дисциплины «Судебная медицина» - подготовка врача для выполнения им обязанностей судебно-медицинского эксперта по заданию судебно-следственных органов и осуществления задач российского здравоохранения по повышению качества лечебно-профилактической помощи населению; вопросам ответственности врачей за причинение вреда здоровью, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения.

Обучающийся должен знать:
• правовую регламентацию и организацию производства судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации;
• теоретические и практические вопросы судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей врача-специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий, а также при решении вопросов, возникающих при расследовании уголовных и гражданских дел.

В процессе обучения студент должен уметь:
• оказывать помощь следователю в обнаружении, изъятии и упаковке вещественных доказательств биологического происхождения;
• констатировать факт наступления биологической смерти и определять ориентировочно давность наступления смерти по трупным изменениям;
• разъяснять сторонам (обвинения и защиты) и суду вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию;
• устанавливать характер повреждения, описывать морфологические их особенности, определять механизм, давность и последовательность их образования;
• определять и описывать морфологические изменения мягких тканей, внутренних органов и костей скелета в случаях насильственной и ненасильственной смерти;
• использовать основы деонтологии в судебной медицине (при проведении исследовании трупов, живых лиц, при работе судебно-следственных органов, с родственниками пострадавших и т.д.).
• самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой.

Обучающийся должен владеть:
• практическими приемами и методиками констатации биологической смерти;
• методами определения давности наступления смерти по трупным изменениям;
• методами обнаружения, изъятия, упаковки и вещественных доказательств биологического происхождения;
• методикой описания по морфологическим признакам обнаруженных повреждений (кровоподтеков, ссадин, ран);
• поиском учебной, научной, нормативной информации для решения профессиональных задач;
• профессиональным языком, медицинской терминологией при работе с органами суда и следствия.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
• Основы уголовного, гражданского, трудового и уголовно-процессуального законодательства
• Базовые знания нормальной и топографической анатомии, гистологии, общей и аналитической химии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, хирургии, травматологии, терапии, акушерства и гинекологии, детских болезней
• Владение международной классификации болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ-10)
Преподавание судебной медицины предусматривает цикловую форму обучения и по учебному плану с целью освоения материала общая трудоемкость для специальностей “лечебное дело” и «медико-профилактическое дело» составляет 127 часов, из них лекции – 26 часа, практические занятия – 59 часов, на самостоятельную работу выделено 42 часа; для специальности “стоматология” - 54 учебных часа, в том числе аудиторных - 36, лекции – 10, практические занятия – 26. Элективные курсы кафедра судебной медицины не проводит.

Цикл обучения включает в себя лекционный курс, практические занятия, зачет как итоговая форма контроля.

Лекционный курс содержит современную, полную научную информацию по изучаемым проблемам и состоит из 9 лекций:
№1. «Процессуальные и организационные основы производства судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации»;
№2 «Судебно-медицинская танатология»;
№3 «Общие положения учения о повреждениях. Травма тупыми и острыми предметами»;
№4 «Экспертиза повреждений при транспортной травме и при падении с высоты»;
№ 5 «Экспертиза огнестрельных повреждений. Взрывная травма»;
№6 «Вопросы идентификации личности»;
№7 «Экспертиза повреждений и смерти от отравлений различными токсическими веществами (судебно-медицинская токсикология)»;
№8 «Судебно-медицинская экспертиза повреждений и смерти от воздействия физических факторов»;
№9 «Профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников в сфере здравоохранения».

Практические занятия дисциплины
«Судебная медицина» (11 занятий) построены по модульному принципу и проводятся в соответствии с расписанием, которое составляется до начала каждого цикла обучения и включают в себя занятия по темам:
1. Осмотр места и трупа на месте его обнаружения;
2. Экспертиза трупов плодов и новорожденных младенцев;
3. Судебно-медицинское исследование трупа (занятие проводится в секционном зале морга);
4. Экспертиза механических повреждений;
5. Экспертиза повреждений, возникших при транспортной травме и при падении с различной высоты;
6. Экспертиза огнестрельных повреждений и взрывной травмы;
7. Судебно-медицинская экспертиза повреждений и смерти от воздействия физических факторов;
8. Механическая асфиксия;
9. Судебно-медицинская токсикология;
10. Экспертиза живых лиц;
11. Ответственность медицинских работников за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения. Судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Занятия со студентами начинается с проверки исходного уровня знаний в виде тестирования. По окончанию выполнения тестовых заданий проводится обязательное собеседование и разбор тематического материала, посещение музея кафедры судебной медицины с демонстрацией наглядных тематических пособий, обучение выявлению и описания имеющихся повреждений на представленных макропрепаратах. Финальный этап каждого занятия – проверка контроля полученных знаний, выражающееся в решении ситуационных тематических задач.
Расписание лекций и занятий имеется на информационных стендах на кафедре судебной медицины.

На кафедре судебной медицины обучение дисциплине осуществляется цикловым способом, где итоговой формой контроля уровня знаний является – зачет.

Качество итогового обеспечивается наличием 5 вариантов тестового контроля по 100 тестовых заданий, набором макропрепаратов, а также наличием зачетных ситуационных билетов с 1-й задачей для собеседования. Варианты тестового контроля содержат корректные вопросы с однозначными ответами, охватывают все разделы учебной рабочей программы дисциплины, соответствуют современной методике составления тестовых заданий, абсолютно понятны и решаемы студентами.

Объективная оценка результатов тестового контроля достигается методикой проверки с использованием эталонов правильных ответов. Оценка зависит от числа сделанных ошибок: до 20 ошибок – отлично, от 20 до 30 ошибок – хорошо, от 30 до 45 ошибок – удовлетворительно, более 45 ошибок – неудовлетворительно.

В случае положительного ответа (порядка 50% правильных ответов) студент допускается к сдаче 2-го и 3-го этапов зачетного занятия.

2-й этап включает в себя описание повреждения по представленному макропрепарату, дачи пояснения о механизме образования данного (-ых) повреждения (-ий).

3-й этап итогового контроля – решение ситуационных задач, имитирующих реальный экспертный случай или взятый из фактического экспертного случая с соблюдением норм этики для формулировки судебно-медицинского диагноза и составления экспертного случая. Необходимо отметить, что данный этап проверки итогового уровня знаний, умений и навыков наиболее интересен и воспринимаем обучающимися, так как данный этап реализует компетентностную сторону студента, его способность ориентироваться в создавшейся ситуации и решать проблемы, поставленные перед ним.

Результаты зачетного занятия подтверждают высокую эффективность педагогического процесса и четкое соответствие вопросов для итогового контроля изучаемым разделам рабочей учебной программы.

Преподавание дисциплины построено на основе созданных 3 учебно-методических комплексов: УМК дисциплины “Судебная медицина» для специальности “лечебное дело”; УМК дисциплины “Судебная медицина” для специальности “стоматология”; УМК дисциплины «Судебная медицина» для специальности «медико-профилактическое дело».

В состав УМК дисциплины «Судебная медицина» входят: рабочая программа дисциплины для специальностей «лечебное дело», «медико-профилактическое дело», «стоматология»; методические материалы для преподавателей; учебно-методические материалы для студентов; контролирующие материалы.

Рабочие программы дисциплины “судебная медицина”
для специальностей “лечебное дело”, «медико-профилактическое дело», «стоматология» разработаны по модульному принципу для студентов стоматологического факультета (5 курс), и лечебного и медико-профилактическое факультетов (6 курс). В программе четко сформулирована цель обучения, прописано овладение студентами после изучения дисциплины знаниями, умениями, навыками (ЗУНКами). Программа содержит все необходимые разделы, предусмотренные обязательной образовательной программой ГОС ВПО.

Методические материалы для преподавателей
представлены методическими рекомендациями, определяющие средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных разделов «Судебной медицины». Сотрудниками кафедры были подготовлены и изданы:
1. «Учебное пособие к практическим занятиям по судебной медицине (Москва, 2004);
2. «Руководство к практическим занятиям по судебной медицине» (Москва, 2009).

Учебно-методические материалы для студентов раскрывают рекомендуемый режим и характер учебной работы. В качестве основной литературы для подготовки студентов к занятиям были изданы учебники:
1. Учебник «Судебная медицина». Ю.И. Пиголкин, В.Л. Попов, И.А. Дубровин. – М.: ООО « МИА». – 2010. – 424 с.: ил.
2. Учебник «Судебная медицина» под ред. член-корр. РАМН Ю.И. Пиголкина, - Москва: ГЭОТАР-Мед – 2003.
3. Учебник Судебная медицина Ю.И. Пиголкин, Е.Х. Баринов, И.Н. Богомолова, М.: Юрид. Лит. - 2004 - 544 с.
4. Учебник «Судебная медицина» Ю.И. Пиголкин, В.Л. Попов. М.: Медицина, - 2003.
5. Учебник «Судебная медицина» под ред. член-корр. РАМН Ю.И. Пиголкина., -2-е издание переработанное и дополненное ГЭОТАР-Мед, 2007.
6. Атлас по судебной медицине. Под ред. член-корр. РАМН, проф. Пиголкина Ю.И.. – М.: «ГЭОТАР-Медиа» – 2010. – 376 с.:ил.

Широкому кругу студентов медицинских вузов, интернам, ординаторам, аспирантам и врачам различных клинических профилей были изданы монографии, пособия по актуальным направлениям судебно-медицинской науки, содержащие иллюстративный материал по различным модулям судебной медицины и использующиеся, как дополнительные источники изучения дисциплины:
1. Судебная медицина. Compendium. Учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2011.
2. Судебная медицина. Руководство к практическим занятиям по судебной медицине. Под ред. член-корр. РАМН, профессора Пиголкина Ю.И. / М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2009.
3. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: Уч. пос. / //Пиголкин Ю.И., Баринов Е.Х., Маслов А.В., Богомолова И.Н., Бураго Ю.И., Живодеров Н.Н., Золотенкова Г.В., Романенко Г.Х., Иванов П.Л., Морозов Ю.Е., Черкалина Е.Н.// — М: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 624 с.
4. Атлас по судебной медицине М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2006;
5. Судебно-медицинское исследование вещественных доказательств биологического происхождения» Ю.И. Пиголкин, А.В. Маслов, Е.Х. Баринов, Ю.И. Бураго. Учебное пособие. М.: Русский врач». 2004;
6. Ю.И. Пиголкин, З.К. Хушкадамов, Л.И. Исхизова, Д.В. Горностаев «Судебно-медицинская характеристика повреждений от воспламенения горючих жидкостей на теле человека». М.:МИА, 2010. – 110 с.
7. Судебно-медицинское определение возраста (научное издание) М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2006
8. Руководство для врачей «Судебно-медицинская диагностика отравлений этанолом и его суррогатами по морфологическим данным» //Богомолова И.Н., Богомолов Д.В., Пиголкин Ю.И., Морозов Ю.Е., Букешов М.К., Мамедов В// МИА, 2004- 440с.
9. Монография «С любовью к труду и науке. История преподавания судебной медицины в России» //Пиголкин Ю.И., Баринов Е.Х., Богомолова И.Н., Нагорнов М.Н.// Москва-Киров,-2004, 460с.
10. Монография «Тайны мумий и мощей» //Пиголкин Ю.И., Баринов Е.Х., Богомолова И.Н., Маслов А.В// Москва-Киров,- 2004, 128с
11. Монография «Переломы свода черепа: механизмы образования, заживление, судебно-медицинская оценка» //Пиголкин Ю.И., Нагорнов М.Н.// — М.: ЗАО «АНДА», 2004. - 200 с.
12. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине. // Пиголкин Ю.И., Богомолов Д.В., Богомолова И.Н., Должанский О.В., Горностаев Д.В. М.,// - «Медицина».- 2004.- 304с.

Для повышения качества преподаваемой дисциплины и усвоения материала сотрудники используют наглядные пособия, представленные учебными фильмами: « Осмотр трупа на месте его обнаружения (происшествия)»; «Экспертиза различных видов транспортной травмы»; «Экспертиза половых преступлений», виртуальной коллекцией музея кафедры судебной медицины по всем темам практических занятий.

На кафедре судебной медицины лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова периодически обновляется учебная литература, пополняется электронная база фото- и видеоматериалов, соответствующие последним достижениям медицинской и педагогической науки и практики.