«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

История кафедры

История кафедры философии и биоэтики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Философское образование органично входило в подготовку врачей и провизоров в Московском университете со времён его образования. Социалистическая революция 1917 года и последующее строительство советского государства внесли определённые коррективы в содержание курсов по философии. С 1925 года начинает работать кафедра марксистско-ленинской философии на медицинском факультете МГУ, а с 1930 года в 1 Московском медицинском институте, как правопреемнике медицинского факультета. Марксистско-ленинская философия была призвана формировать духовные устои советского человека, коммунистическую убеждённость, активную гражданскую позицию, на основе диалектико-материалистического понимания природы, общества и человека.

В её составе первые годы работали врачи-коммунисты, слушатели Института Красной Профессуры. Руководителями курсов диалектического и исторического материализма были: Ф.Р. Бородулин, С.В. Крайц / 1925 – 1928г.г./., А.Г. Гукасян /1930-1938 г.г./, И.С. Дмитровский, И.И. Новинский, И.А. Пашинцев /1938 -1957 г.г./ В 1938 году в институте организована единая кафедра марксизма-ленинизма, где на базе «Краткого курса истории ВКП/б/» преподавали основы марксизма-ленинизма. Марксистская философия была представлена разделом одной из глав учебника. Вся проблематика диалектического и исторического материализма была искусственно втиснута в рамки популярной работы И.В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Политическая обстановка тех лет, фрагментарный подход к философскому учению марксизма-ленинизма, ограниченное представление о современных достижениях естественных наук нередко приводило преподавателей философии к теоретической и методической беспомощности, к догматизму и начётничеству.

Положение меняется после 1953 года: правящая партия КПСС осуществляет критику культа личности, вождизма в партийной, государственной и идеологической работе. Перестройка коснулась и обществоведческого образования. С целью улучшения преподавания общественных наук в вузах, в том числе и в 1 ММИ с 1956/57 года вновь вводится самостоятельный курс по диалектическому и историческому материализму. Новые программы по марксистско-ленинской философии были направлены на дальнейшую разработку и пропаганду материалистической диалектики, связи теории с практикой. Ставились задачи проследить тесную связь философии с конкретными науками, обобщить достижения современного естествознания, медико-биологических и общественных наук, поднять значение философии как метода познания и преобразования мира.

Организация самостоятельной кафедры диалектического и исторического материализма началась в ноябре 1957 года, а в сентябре 1958 года приступила к работе в составе 6-ти человек под руководством профессора И.А. Пашинцева. К 1961/62 году состав кафедры увеличился до 9 человек и её представляли: заведующий – профессор И.А. Пашинцев, доценты А.М. Козлов, С.Д. Рохлин; старшие преподаватели: Н.Н. Захарова, Т.М. Ковалёва, К.Е. Тарасов, Д.И. Шардин; преподаватели: Г.В. Казанцев, Б.А. Воронович.

Состав кафедры и его руководство с годами менялись, возросло количество преподавателей и лаборантов, что было обусловлено ростом числа студентов, образованием новых факультетов, расширением аспирантуры. С 1957 по 1969 годы кафедрой руководил профессор И.А. Пашинцев; с 1969 по 1973 годы – профессор К.Е. Тарасов; с 1973 по 1978 гг. доцент, впоследствии профессор С.Т. Гончарук; с 1978 по 1984 гг. – доцент В.Д. Жирнов; с 1984 по 1987 гг. – В.А. Демичев; с 1987 по 1989 – профессор В.В. Алёхин. С 1989 года по настоящее время кафедрой руководит доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – Ю.М.Хрусталёв.

Со времени образования кафедры перед её коллективом встали сложные задачи. Организация учебного процесса по новым программам курса диалектического и исторического материализма требовала качественного изменения содержания лекций, планов семинарских занятий, методических разработок. Коллектив кафедры понимал, что без укрепления связи диалектического и исторического материализма с медициной и естественно-биологическими науками на основе их органического единства, без повышения научно-теоретического уровня педагогов, без овладения ими специальных знаний по конкретным проблемам естествознания, медицины и здравоохранения нельзя выполнить главную задачу – формировать научное, материалистическое мировоззрение, учить творчески применять его на практике и в жизни. Повышению теоретической и профессиональной подготовки способствовали научные исследования, которые носили плановый характер, регулярно обсуждались на научно-теоретических конференциях разного уровня. Кафедра становится базой и организатором Всесоюзных конференций по проблемам методологии научного познания. В 1986 году в материалах XVII Всемирного философского конгресса, который состоялся в Монреале (Канада) был опубликован препринт доклада доцента, а ныне профессора М.С. Кельнера « Фрейдизм и культура». В 1987 году доценты Э.И. Рогуленко и Т.А. Романычева приняли участие в VIII Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в в Москве. Существенно активизировалась работа по повышению научной квалификации преподавателей в соответствии с особенностями вуза. Регулярно стали проводиться встречи с научными работниками специальных кафедр, на которых обсуждались философские проблемы современного естествознания и медицины (кафедра биохимии – чл. корр. АМН СССР С.С.Дебов; кафедра нормальной физиологии – академик П.К. Анохин, профессор К.В. Судаков; кафедра психиатрии – проф. В.М.Банщиков).

За период с 1957 по 1987 годы преподавателями и аспирантами кафедры защищено 3 докторских, 12 кандидатских диссертаций, опубликовано около 800 научных статей, 10 монографий по разным философским проблемам. Начиная с 1969 года, достаточно чётко определились два основныых направления, по которым велась научная работа сотрудников кафедры: «Методологические и социальные проблемы медицины и советского здравоохранения» и «Содержание процесса коммунистического воспитания и формы его реализации в медицинском вузе». В русле первой проблемы явилась работа над докторской диссертацией К.Е. Тарасова «Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания» (1970г.) и кандидатская диссертация Н.И. Герасимовой

Методологические проблемы диагноза встают перед врачами вследствие постоянного усложнения их мыслительной деятельности в процессе постановки диагноза. К.Е. Тарасов занялся этой проблемой ещё в начале 1960-х годов в тесном союзе со специалистами-медиками (чл. корр. АМН СССР профессором А.И. Струковым, профессорами С.А. Гиляревским, В.В. Меньшиковым, В.В. Анохиным и др.). В 1973 году издательство «Медицина» публикует монографию С.А. Гиляревского и К.Е. Тарасова «Диалектический материализм и медицинская диагностика» - результат многолетнего плодотворного сотрудничества клинициста и философа. В книге отражены дискуссионные проблемы соотношения социального и биологического, научно-технической революции и техницизма в диагностике болезней человека и ряд других положений, интересующих каждого врача. Авторы убедительно показывают, что диагностика, как и другие области познания, выдвигает сложные гносеологические проблемы, требующие серьёзной медицинской подготовки.

Занимаясь методологическими и социальными проблемами медицины, преподаватели кафедры интересуются не только диалектико-материалистические методами, применяемыми в медицине, но и проблемой человека, на которую, в конечном счёте, направлены все теоретические и практические усилия медицины и здравоохранения. В течение многих лет исследуются такие её аспекты, как социальное и биологическое в человеке (В.Д. Жирнов, К.Е. Тарасов, Е.К. Черненко, Э.И. Рогуленко); роль системного метода в изучении структуры человека (М.С. Кельнер); западно-европейские концепции человека в медицине и идеологии (К.Е. Тарасов, М.С. Кельнер, А.А. Френкин, С.И. Гончарук, А.М. Козлов, Л.А. Лихунская, А.И. Зайцев); методологические проблемы генетики человека (А.М. Петров др.). Особое значение в этом плане приобретает марксистская концепция сущности человека, которая, на взгляд некоторых учёных кафедры, может и должна быть методом построения теоретических концепций в медицине. Раскрытию этой идеи посвящена монография доцента В.Д. Жирнова «Проблема предмета медицины (методологический анализ)»/Медицина,1978. Показывая неоправданность отождествления понятий «биологическое» и «физиологическое», опираясь на марксистский анализ противоречивости живого труда, автор выделяет основное противоречие жизнедеятельности человека, которое не может быть выведено из биологических закономерностей, но органически присуще антропофизиологии и позволяет объяснить дифференциацию последнего на нормативно-физиологическую и патологическую (патологически-закономерную) жизнедеятельность.

Проблемой содержания коммунистического воспитания и формами его реализации на кафедре занимались ,Т.М. Ковалёва, А.М.Козлов, Л.В. Соболева, Л.А. Лихунская, А.И. Зайцев, Л.А. Макеева, С.В. Хилтухина, В.А. Терехова. В поле зрения оказывались этика, эстетика, социология, врачебная этика и деонтология, атеизм и религиоведение. Доцент А.М.Козлов, ветеран Великой отечественной войны последние годы своей жизни уделял большое внимание обобщению опыта по нравственному и медико-деонтологическому воспитанию в 1 ММИ им. И.М. Сеченова. В своих публикациях он раскрывает историю борьбы учёных и мировой общественности за мир; роль советских учёных-медиков в этой борьбе; показывает деятельность международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Воспитательная работа кафедры носила также и практический характер. Регулярно преподаватели посещали общежитие студентов, организуя вечера, КВНы, лекции по культуре и истории религии.

Перестройка, произошедшая в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века, существенно изменила социально-политическую и экономическую политику государства. Процесс реформирования затронул и сферу высшего образования, целью которого, в условиях демократии и гласности, стало формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. В настоящее время кафедра носит название «Кафедра философии и биоэтики» Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, заведующий – доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы, профессор Ю.М. Хрусталёв; заведующая учебной частью — В.А. Терехова. Состав кафедры: профессор Е.Н. Князева; доценты - Н.И. Герасимова, В.Г. Гордишевский, В.Д. Жирнов, И.К. Заболоцкая, Н.В. Заплатников, Н.В. Казакова, Н.И. Кафтанов, А.Д. Королёв, З.А. Кулиев, Е.В. Леденёва, Л.А. Лихунская, Г.Л. Мирошниченко, В.А. Терехова, О.В. Ткаченко, В.К. Филатов, А.Н. Филюшин, Е.Н. Шадрина. Старшие преподаватели – Г.А. Гвоздева, И.Л. Алексеев, Н.В. Кишкин; преподаватель -О.Е. Фёдоров,: лаборантский состав – Е.Н. Гехт, Т.Ю. Понамарёва, О.Н. Тарасенко, В.С. Ильина.

В последние двадцать лет на кафедре осуществлён переход от философской дисциплины – диалектического и исторического материализма к многообразным курсам и философским дисциплинам (систематическим и элективным). Преподаются тринадцать курсов среди них: философия; философия, биоэтика; биоэтика; социология; современные концепции естествознания (СКЕ); современная научная картина мира; логика; история и теория религии; этика и эстетика; основы социологии и политологии; философия науки и медицины (курс для аспирантов), политология.

Основная целевая установка в работе кафедры – через изучение истории и теории философии формировать у студентов-медиков научно-творческое мышление и интеллектуально-нравственное сознание. Преподавание учебных философских курсов ведётся по современной системной модульной схеме, что позволяет осуществлять учебно-воспитательную работу в общем потоке подготовки специалистов-медиков в соответствии с особенностями современного социального и культурного развития. Преподаватели знакомят студентов с традиционными течениями философской мысли и инновационной динамикой её развития, учат понимать проблемы взаимосвязи духовного и телесного, природного и социально-культурного начал в человеке. В курсе по биоэтике студенты знакомятся с основополагающими принципами нравственного выбора врача - понятиями чести, долга, ответственности, милосердия, сострадания, справедливости. У них формируется уважительное отношение к жизни вообще и её сохранению на Земле, сбережению и сохранению здоровья людей.

Кафедра по рекомендации Учебно-методической комиссии по гуманитарным дисциплинам Министерства здравоохранения РФ (председатель проф. Ю.М. Хрусталёв) выступала в качестве учебно-методического центра по преподаванию курсов философии и биоэтики в медицинских вузах страны. Разработаны и утверждены «Руководство по курсу биоэтики для студентов», «Руководство по курсу философии для преподавателей», «Учебно-методическое пособие по философии», «Философия науки и медицины. Инновационные учебно-методические рекомендации аспирантам, проходящим подготовку для сдачи кандидатского экзамена по философии науки и медицины». Созданы новые рабочие программы в соответствии со стандартами по всем учебным дисциплинам при активном участии профессоров Ю.М. Хрусталёва и Е.Н. Князевой, доцентов В.Г. Гордишевского, В.А. Тереховой, Н.И. Кафтанова. За последние годы написаны и изданы новые учебники и учебные пособия по ключевым учебным дисциплинам под авторством заведующего кафедрой, профессора Ю.М. Хрусталёва: философия (8 изданий) для студентов; философия науки и медицины для аспирантов (3 издания); биоэтика (4 издания); биомедицинская этика (2 издания). Изданы: учебное пособие для студентов-иностранцев медицинских и фармацевтических специальностей (авторы: Е. Н.Князева, Ю.М. Хрусталёв, 2008), учебник по философии науки и медицины для аспирантов (авторы: Ю.М. Хрусталёв, Г.И. Царегородцев, 2005). Разработаны инновационные программы по широкому кругу элективных курсов для студентов всех факультетов по таким ключевым темам как: философские проблемы медицины; философия науки; философия культуры и медицина; философия общения и др.

Все преподаватели кафедры ведут научно-методологическую и научно-методическую работу. Результаты этой работы представлены в учебно-методических и научных изданиях и внедряются в учебный процесс. Активно публикуют свои статьи и научные работы проф. Ю.М. Хрусталёв, проф. Е.Н. Князева, доц. В.Д. Жирнов, доц. З.А.Кулиев, доц. И.К.Заболоцкая, доц. О.В. Ткаченко, доц. А.Д. Королёв и др. Профессор Е.Н. Князева в своих монографиях, научных трудах и учебных изданиях разрабатывает такие актуальные и перспективные для биомедицинских приложений направления, как теория сложных самоорганизующихся систем, телесно ориентированная эпистемология, эволюционная эпистемология, биомедицинский и социальный конструктивизм, биосемиотику, проблемы креативности и развития творческих способностей личности, современные методы управления инновационной сложностью и прогнозирования (исследования будущего).

В последние годы кафедра пользуется возможностями компьютерной и информационной техники для совершенствования процесса обучения студентов. Визуальные образы и видео материалы, используемые препродавателями в презентациях, способствуют лучшему усвоению студентам учебных курсов. Преподаватели кафедры подготовили лекции по философии для электронной библиотеки университета. Доцент О.В. Ткаченко создал на компакт-дисках мультимедийную библиотеку и курс лекций по философии на русском и английском языках.

Кафедра философии и биоэтики активно сотрудничает с Учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам Р.Ф., Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки Р.Ф., а также с Институтом философии РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова – философским факультетом, Российским и Московским философским обществом, медицинскими НИИ и социально-гуманитарными кафедрами нашего университета и других вузов Москвы и России. Сотрудники кафедры принимают участие в подготовке и проведении философских конференций и совещаний различных уровней по философским проблемам современной медицины. Проф. Ю.М. Хрусталёв, проф. Е.Н. Князева, доценты В.Д. Жирнов, Л.А. Лихунская приняли участие в Научно-методической конференции, организованной Российским философским обществом и НИИ общественного здоровья Первого МГМУ им. И.М. Сеченова «Философия укрепления здоровья нации» (2008), доклады опубликованы. Проф. Ю.М. Хрусталёв выступал с докладом на Всероссийской научно-практической конференции РАН «Россия – путь к социальному государству, тема: «Биоэтика – философия сбережения здоровья нации»; на научной конференции РАН «Духовное оздоровление России», тема: «Пути нравственного оздоровления россиян», на научной конференции РАН «Гуманитарные и естественные науки», тема: «Этика современной жизнедеятельности»; на научной конференции РАН и НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина, тема: «Философская субстанция «Рефлексов головного мозга» как методологическое основание современной нормальной физиологии» и мн. др. Также кафедра являлась соорганизатором научной конференции "Философия войны и мира" в Институте философии РАН (2016).

Первая задача кафедрального коллектива на сегодняшний день – совершенствование и модификация учебно-методической базы для обучения студентов, аспирантов и соискателей (в первую очередь, разработка учебно-методического комплекса нового поколения: подготовка соответствующих учебников, учебных пособий и методических материалов). Именно в этих, прежде всего, целях осуществляется и профессиональная переподготовка преподавательского состава по различным направлениям модификации философского преподавания.